Печать

Образование в цифрах и фактах.

В Алтайском крае действуют более 2050 образовательных организаций, в том числе 824 дошкольных учреждения, 1161 общеобразовательная органи­зация, 157 организаций дополнительного образования детей, 66 учреждений профессионального образования и 12 высших учебных заведений.

За прошедшие 10 лет на развитие региональной сферы образования направлено более 175,5 млрд, рублей.

С 2006 по 2015 годы в крае построено, реконструировано и отремонти­ровано 1043 объекта образования, в том числе, построено и реконструирова­но: 110 школ, из них 80 в сельской местности, 38 детских садов.

Все образовательные организации обеспечены системами автоматиче­ской пожарной сигнализации.

Доля обучающихся в современных условиях выросла более чем в 2,4 раза и составляет в настоящее время 79,5 %.

Внедрена и успешно работает единственная в Российской Федерации система управления образовательным комплексом региона, состоящая из се­ми образовательных округов межмуниципального уровня и 242 школьных образовательных округов.

В Алтайском крае действует 70 муниципальных органов управления образованием.

Создан и функционирует краевой портал «Информационные системы Алтайского края» (http://www.edu22.info/).

Созданы краевые корпоративные порталы:

В 2006 году в Алтайском крае впервые была принята ведомственная программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2006 - 2010 годы. В настоящий момент в области образования и молодёжной политики реализу­ются:

За три с половиной года реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05 2012 № 597, от 01.06.2012 года № 761 и от 28.12.2012 №1688 рост средней заработной платы педагогических работников составил: в дошкольном образовании - 87,3 % (с 8508 руб. до 15940 руб.); в общем образовании - 62,2 %(с 12093 руб. до 19612 руб.); в дополнительном образовании - 95,5 %(с 7944 руб. до15533 руб.); в профессиональном образовании - 95,6 % (с 10931 руб. до 21387руб.); в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей - 64,7 % (с 10710 руб. до 17642 руб.).

За десять лет уровень средней заработной платы педагогических ра­ботников общеобразовательных организаций Алтайского края увеличился в 3,3 раза, преподавателей и мастеров учреждений профессионального образо­вания в 2 раза.

Кадровый потенциал.

Растёт профессионализм педагогических кадров Алтайского края. От­мечается положительная динамика аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций. Число аттестованных педагогических работников системы общего образова­ния увеличилось за последние три года на 6,2%.

За последние 10 лет в крае создан комплекс мер социальной поддержки педагогических работников: выделяются средства из краевого бюджета на санаторно-курортное лечение пе дагогических работников; осуществляются компенсационные выплаты расходов на оплату жилого помещения, отопле­ния и освещения педагогическим работникам сельских образовательных ор­ганизаций.

Особое внимание уделяется поддержке молодых специалистов. Еже­годно порядка 500 молодых педагогов прибывают в систему общего образо­вания.

80 молодых учителей, приступивших к работе в сельских малоком­плектных школах, филиалах школ, школах с численностью обучающихся до 200 человек, получают единовременную выплату из краевого бюджета в раз­мере 100 и 200 тысяч рублей.

В крае активно реализуются программы, направленные на улучшение жилищных условий молодых специалистов: государственная программа Ал­тайского края «Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы и государственная программа Алтайского края «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012 - 2015 годы.

В 30 муниципальных образованиях края отмечена положительная ди­намика значения показателя доли учителей в возрасте до 35 лет в общей чис­ленности учителей общеобразовательных организаций.

В 2015 году по результатам общероссийского исследования эффектив­ных моделей адаптации, закрепления и профессионального развития моло­дых педагогов, организованного Министерством образования и науки Рос­сийской Федерации, Алтайский край отмечен как регион, в котором созданы наиболее эффективные условия для осуществления молодыми педагогами профессиональной деятельности.

В 2015 году отмечен рост числа абитуриентов, поступающих в органи­зации высшего педагогического образования по договорам о целевом обуче­нии. В 2015 году в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образова­ния имени В.М. Шукшина» по договорам о целевом обучении было зачисле­но 248 человек, в 2014 году - 128 человек.

Особое внимание в крае уделяется созданию благоприятных условий для развития и реализации профессиональных возможностей педагогов. Раз­вивается конкурсная поддержка лучших педагогических работников при уча­стии институтов гражданского общества.

С 2006 года в крае в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется выплата денежных премий лучшим учителям в размере 200 тыс. рублей.

60 лучших педагогических работников краевых государственных и му­ниципальных образовательных организаций, победивших в конкурсе, поощ­ряются денежной премией в размере 50 тыс. рублей из средств краевого бюджета.

Алтайский край первый и единственный российский регион, в котором поощряются сельские учителя - просветители. За время проведения конкурса 80 педагогов, удостоенных премии Губернатора Алтайского края имени С.П. Титова, получили поощрение в размере 125 тысяч рублей.

Регулярно проводится конкурс «Учитель года Алтая». В 2015 году про­ведён юбилейный 25-й конкурс.

В рамках реализации мероприятий по повышению эффективности дея­тельности бюджетных учреждений система образования переходит на заклю­чение «эффективного контракта» с руководителями и работниками образова­тельных организаций. С момента внедрения «эффективного контракта» за два с половиной года, доля педагогических работников образовательных ор­ганизаций Алтайского края, с которыми заключен «эффективный контракт» составила от 64 % в учреждениях профессионального образования до 90% в учреждениях дополнительного образования.

Информатизация образования.

На сегодняшний день все образовательные организации в Алтайском крае имеют официальные сайты, в 2005 году — только 14 образовательных организаций.

В 2005 году 2% общеобразовательных организаций были подключены к сети Интернет, в 2015 году доступом к ресурсам сети интернет обеспечены 100% организаций.

В период с 2006 по 2014 годы:

КГБУО «Алтайский краевой информационно-аналитический центр» осуществляет централизованную контентную фильтрацию, обеспечивающую защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также от информации, распространение которой запрещено Федеральным за­коном от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятель­ности» и Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для образователь­ных организаций Алтайского края.

Развитие дошкольного образования в Алтайском крае.

Реализуя указы Президента Российской Федерации, Алтайский край вошёл в число регионов наиболее успешно решающих проблему дошкольно­го образования.

До 2005 года уровень охвата дошкольным образованием в крае не пре­вышал 46,7% от численности детей соответствующего возраста, за прошед­шие 10 лет охват детей дошкольными образовательными учреждениями вы­рос до 88%, в том числе детей от 3 до 7 лет — 95,6%. Услугами дошкольного образования охвачено около 120 тыс. детей, в том числе с учётом негосудар­ственного сектора.

По охвату детей услугами дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет Алтайский край занимает второе место в Сибирском Федеральном округе (95,5%), что выше показателя по Российской Федерации (95%).

Опыт работы Алтайского края по модернизации системы дошкольного образования включен в число лучших практик субъектов Российской Феде­рации. Высокую оценку получил рациональный подход при расходовании бюджетных средств, направляемых на строительство детских садов. В крае достигнуты наибольшие эффекты при наименьших затратах.

В настоящее время в 67 (95,7%) муниципалитетах края проблема до­ступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет уже решена. Данные территории предоставляют место ребёнку в дошкольном учреждении на условиях полного дня в момент подачи родителями (закон­ными представителями) заявления.

Начиная с 2013 года, Алтайский край активно принимает участие в ре­ализации мероприятий федерального проекта по модернизации региональ­ных систем дошкольного образования.

В крае уделяется внимание развитию негосударственных форм до­школьного образования, создаются надлежащие условия по привлечению частного бизнеса в эту сферу. В настоящее время работают в данном направ­лении 93 предпринимателя. Особенно популярен данный вид услуг среди ро­дителей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, так как 88% детей в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местом в дошкольном образовательном учреждении.

В целях обеспечения открытости процесса комплектования муници­пальных дошкольных образовательных учреждений и профилактики корруп­ционных правонарушений по направлению «приём в дошкольные образова­тельные организации» с марта 2014 года в крае функционирует автоматизи­рованная информационная система «Е-услуги. Образование». Система обес­печивает прозрачность постановки на учёт детей дошкольного возраста и за­числение их в муниципальные дошкольные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного об­разования.

Работа по обеспечению детей услугами дошкольного образования бу­дет закончена к январю 2016 года.

Развитие общего и дополнительного образования.

Каждый год наши педагоги и ученики демонстрируют высокие дости­жения на всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, олимпиа­дах. Школы Алтайского края входят в ТОП лучших школ России, среди них три сельские школы (МКОУ «Залесовская средняя общеобразовательная школа № 1» Залесовского района, МБОУ «Шипуновская средняя общеобра­зовательная школа им. А.В. Луначарского» Шипуновского района и МБОУ «Саввушинская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского райо­на), что особенно важно в нашем сельском регионе. В число лучших школ России, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников, во вто­рой раз вошли КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края», МБОУ «Гимназия № 42» и МБОУ Лицей № 124 города Барнаула.

За последние четыре года увеличилось число школьников. Так в 2011 году было 235839 школьников, в 2014 году - 241646.

В Алтайском крае созданы все условия для обучения детей в начальной школе по федеральным государственным образовательным стандартам (да­лее - ФГОС) начального общего образования. Проведенный мониторинг реа­лизации ФГОС в начальной школе показал, что родители удовлетворены:

В настоящий момент отмечается готовность к переходу на работу по ФГОС общего образования. С 1 сентября 2015 - 2016 учебного года всех школ края начнут учиться по новым стандартам все пятиклассники. В тоже время продолжат осваивать новый стандарт около 7 тысяч обучающихся 6 и 7 классов 110 пилотных общеобразовательных организаций края.

Для этого в школах края созданы необходимые кадровые, методиче­ские и материально-технические условия. Для оснащения кабинетов пред­метных циклов общеобразовательных организаций приобретены комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии, русского языка и литературы, совмещенного кабинета естествознания, ОБЖ, кулинарии и швейного дела, технического труда. Доля школьников, обеспеченных полным комплектом учебного и лабораторного оборудования достигла 68,7%. 100 % педагогов и руководителей прошли по­вышение квалификации по ФГОС. Организована работа сети пилотных школ по распространению опыта перехода на работу по ФГОС для всех школ края.

Активно развивается сетевое взаимодействие образовательных органи­заций, как эффективный механизм развития условий получения качественно­го общего образования.

Совместная реализация образовательных программ позволила активи­зировать развитие профильного обучения, обеспечивающего индивидуализа­цию обучения и социализацию выпускников школ. Охват профильным обу­чением старшеклассников вырос до 59,14% в 2014 - 2015 учебном году (в 2013 - 2014 учебном году составлял 53,7%), в том числе в сельских школах до 38% (в 2013 - 2014 учебном году - 30,9%).

Увеличилось число школ, использующих дистанционные образова­тельные технологии, в том числе в сотрудничестве с другими образователь­ными учреждениями при реализации образовательных программ в сетевой форме. С 2011 года с 3% до 25% возросло использование дистанционного обучения на базе общеобразовательных организаций.

Улучшились результаты ЕГЭ в сравнении с 2014 годом по восьми предметам: русскому языку (с 62,63 до 65,18), литературе (с 57,47 до 59,81), физике (с 42,48 до 48,43), химии (с 52,44 до 53,55), обществознанию (с 51,15 до 53,98), истории (с 46,56 до 46,71), английскому с (54,57 до 60,44) и немецкому (с 41,19 до 45,15) языкам.

Увеличилось количество 100-балльных работ с 44 в 2014 году до 54 (53 чел.) в 2015 году.

Более высокий результат, чем в целом по Российской Федерации, пока­зали участники ЕГЭ в Алтайском крае в 2015 году по математике (базовый уровень), географии, литературе, на уровне Российской Федерации - по рус­скому языку и истории.

Успешной социализации детей, развитию творческих талантов и спор­тивных способностей служит система дополнительного образования. Сеть учреждений дополнительного образования включает 157 организаций, 97 из них расположены в сельской местности. Наибольшую популярность у детей и родителей имеют услуги по реализации дополнительных программ худо­жественного и спортивного направления. Всего дополнительными общеобра­зовательными программами в Алтайском крае занято 62% детей в возрасте от 5 до 18 лет от общего числа детей этого возраста. Лидеры среди муниципали­тетов являются: ЗАТО «Сибирский», Целинный и Краснощёковский районы.

Система дополнительного образования отличается высокой результа­тивностью. Так в конкурсах по различным направлениям дополнительного образования в 2014 году победителями и лауреатами стали: 327 человек в мероприятиях российского уровня (307 человека - в 2013 году), 258 человек - в международных (240 человек - в 2013 году). Кроме того 28 детских кол­лективов получили дипломы победителей и лауреатов на российских и меж­дународных конкурсах.

В 2015 году наиболее значимый результат на российском и междуна­родном уровне получен школьниками и молодёжью Алтайского края на XIV молодёжных Дельфийских играх России и X молодёжных Дельфийских иг­рах государств - стран участников СНГ. Игры состоялись с 1 по 6 мая 2015 года в г. Орле. По итогам мероприятий атлайские школьники и молодёжь за­воевали одну золотую, две серебряные и одну бронзовую медали, а также два специальных диплома.

В крае ведётся системная целенаправленная работа по внедрению и развитию современных воспитательных технологий, межведомственному взаимодействию и сотрудничеству с родительской общественностью, что имеет высокую оценку на федеральном уровне.

Так, в 2015 году Алтайский край вошёл в число пилотных регионов по внедрению Агентством стратегических инициатив новой модели системы дополнительного образования детей.Стратегическая инициатива позволит качественно изменить ситуацию с ранней профессионализацией детей и мо­лодёжи, внедрить образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня».

Кроме того, Алтайский край выбран в качестве одной из площадок для проведения Всероссийского родительского собрания, которое проведёт 28 августа 2015 года Д.В. Ливанов, Министр образования и науки Российской Федерации.

В школах Алтайского края ведётся комплексная работа по созданию образовательной среды, направленной на формирование осознанного отно­шения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих. С этой це­лью проводится краевой конкурс «Школа здоровья Алтайского края». Дан­ный статус имеют 34 образовательных организаций края.

Начиная с 2008 года, в Алтайском крае полностью модернизировано школьное питание, в том числе установлено современное технологическое оборудование во всех школах. В результате охват питанием вырос с 88% до 98%, а 24% обучающихся получают двухразовое питание.

Обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможно­стями здоровья.

В крае реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение до­ступным образованием детей-инвалидов и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья.

В течение трёх лет в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы обеспечены условия для обучения детей-инвалидов в условиях массовой школы в 56 общеобразовательных организациях. Ещё в 165 школах в настоящий момент идёт работа по созданию универсальной безбарьерной среды. В итоге в 20% школ Алтайского края будет создана доступная среда для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В дистанционной форме получают образование около 200 детей- инвалидов.

Тема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуа­лизируется в связи с принятием ФГОС обучающихся с ограниченными воз­можностями здоровья, которые будут внедряться с 1 сентября 2016 года.

Для комплексного подхода к решению задач внедрения новых стандар­тов привлечены все заинтересованные лица, что позволит качественно и в полном объёме провести мероприятия подготовительного этапа введения стандарта.

Развитие среднего профессионального образования.

За последние 10 лет все профессиональные образовательные организа­ции, часть из которых финансировалась из федерального бюджета, переданы на краевой бюджет. Несмотря на возросшую нагрузку на краевой бюджет, развитие профессионального образования в крае получило новый импульс.

Система среднего профессионального образования включает в себя 66 профессиональных образовательных организаций, реализующих подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (в том числе 51 организация подведомственна Главному управлению образования и молодёжной политики Алтайского края, 3 организации — негосударствен­ные), из них 23 учреждения находятся в сельской местности. Ведётся обуче­ние по 48 профессиям рабочих и служащих и по 75 специальностям подго­товки специалистов среднего звена.

За последние 10 лет на базе профессиональных образовательных орга­низаций создано: 6 ресурсных центров, 3 многофункциональных центра при­кладных квалификаций по востребованным в экономике Алтайского края направлениям: «строительство», «обработка материалов», «сервис, услуги и общественное питание».

О повышении престижности профессионального образования свиде­тельствует увеличение конкурса при поступлении до 7 человек на место на отдельные специальности.

Создаются крупные инновационные образовательные учреждения. Два учреждения имеют международный статус - Алтайская академия гостепри­имства и Международный колледж сыроделия. Здесь студенты получают об­разование мирового уровня: осваивают основы профессии и изучают ино­странные языки по новым технологиям, направляются на зарубежные ста­жировки.

Высокий уровень подготовки специалистов в профессиональных обра­зовательных учреждениях Алтайского края подтверждён в 2015 году призо­выми местами на Международном чемпионате рабочих профессий WorldSKills: 2 место в компетенции «ремонт и обслуживание легковых авто­мобилей» (Алтайский государственный колледж), 3 место в компетенции «кондитерское дело» (Алтайская академия гостеприимства).

С целью подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в рамках внедрения ФГОС и развития дуального подхода при реализации ра­бочих учебных программ, в части организации обучения созданы учебные полигоны на крупных предприятиях г. Заринска: ОАО «Алтай-Кокс», ООО «Металлург-Цемремонт», ООО «Заринская Горэлектросеть», ООО «Холод» и др.

В крае продолжается работа по созданию условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, на реализацию которых в 2015 го­ду предусмотрено почти 13 млн. рублей из средств краевого и федерального бюджетов. Увеличился набор по профессиям для лиц с ограниченными воз­можностями на 40 мест.

120 обучающимся профессиональных образовательных учреждений выплачиваются именные стипендии Губернатора Алтайского края.

Система высшего образования Алтайского края.

Система высшего образования представлена в Алтайском крае 12 обра­зовательными организациями высшего образования (8 — государственных ву­зов, 4 - негосударственных), а также филиалами высших учебных заведений.

Образовательными организациями высшего образования реализуется 96 направлений подготовки бакалавров, 18 - специалистов, 85 - магистран­тов.

С 2012 года на 26% увеличилось количество направлений подготовки магистрантов (в 2012 - 2013 учебном году велась подготовка по 63 направле­ниям подготовки).

Растёт трудоустройство выпускников вузов, в 2014 году трудоустроено 97,9 %выпускников вузов края, в 2012 году - не более 95%.

Повышается качество образования в образовательных организаций высшего образования.

ФГБОУ ВО «Алтайская государственная педагогическая академия» восстановлен статус университета (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014).

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В В- Путина (№ Пр-221 от 30 января 2014 г.) на базе ФГБОУ ВПО «Алтай­ский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (далее - «АлтГТУ им. И.И. Ползунова») созданы образовательные структуры, ве­дущие подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса Россий­ской Федерации.

Вузы Алтайского края стабильно входят в число лучших вузов Россий­ской Федерации и Сибирского федерального округа. Так, ФГБОУ ВПО «Ал­тайский государственный университет» вошёл в число 200 лучших вузов стран БРИКС по версии общепризнанного всемирного рейтинга QS.

Вузы Алтайского края продолжают активно развивать международное сотрудничество. В 2014 - 2015 учебном году в вузах края обучалось 1963 иностранных студента (на аналогичный период 2012 года - 1015 студентов).