Печать

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах напоминает, что права потребителей при обнаружении в товаре недостатков регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила), иными нормативными правовыми актами.

Согласно,  возврата денежных средств за товар ненадлежащего качества, в рамках защиты прав потребителей считаем необходимым разъяснить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии с п.5 ст. 18 Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

Законодательство РФ предусматривает претензионный (досудебный) и судебный порядок урегулирования имущественных споров.

Действующим законодательством не установлено обязательной формы претензии. Претензия составляется в свободной форме в двух экземплярах. Один экземпляр вручается руководителю или другому ответственному лицу под роспись (с указанием фамилии и должности) с отметкой о дате вручения на втором экземпляре, который остаётся у потребителя. При невозможности вручения претензии лично, один экземпляр направляется продавца заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по месту регистрации продавца. Почтовая квитанция (уведомление) будет служить доказательством того, что потребитель должным образом обратился в адрес продавца.

В случае, если спор между Вами и продавцом не разрешиться в добровольном порядке, имущественный спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному  в п. 1 ст. 11 ГК РФ  и п. 1 ст. 17 Закона,   защита    нарушенных    прав  потребителей  (как  участников гражданского  оборота, чье правовое положение, основания возникновения и порядок осуществления соответствующих прав, определяет гражданское законодательство)  осуществляется судом.

Согласно этой статье, потребитель в случае обнаружения в товаре (в т.ч. и продовольственном) недостатков может предъявить продавцу некачественного товара следующие требования: потребовать замены на товар этой же марки, на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать уменьшения покупной цены; потребовать безвозмездного устранения недостатков товара; может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. 

В силу п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав.

Кроме этого, на основании ст. 15 Закона Вы вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которого определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с положениями ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в исковом заявлении должны быть указаны: наименование суда, в который подается заявление; наименование истца, ответчика, местонахождение (адрес, телефон и др.); цену иска; сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, а также размер морального вреда. Исковое заявление составляется в количестве, достаточном для вручения всем участникам процесса, включая суд.

Положениями ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для него заранее установленной силы.       

Потребители могут обращаться в ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах по адресу: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, ул. Гагарина, 8, для оказания помощи в подготовке искового заявления в суд. При себе необходимо иметь все необходимые документы, имеющие значение для дела.

Кроме того потребитель может обратиться в суд с ходатайством о привлечении территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах для дачи заключения по делу и защиты его прав как потребителя.

Образцы претензий прилагаются.