Так с 1 мая 2015 года филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) наделяется полномочиями по предоставлению сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Передача полномочий позволит повысить качество оказания услуг жителям региона, так как процесс подготовки и предоставления сведений из ЕГРП должен существенно сократиться.

Сейчас специалисты кадастровой палаты только принимают запросы от жителей края на предоставление сведений и передают их на обработку в Управление Росреестра по Алтайскому краю. С момента получения полномочий специалисты Кадастровой палаты будут обрабатывать поступающие запросы самостоятельно.

На первом этапе к подготовке сведений из ЕГРП приступают шесть пилотных регионов (Алтайский край, Красноярский край, республики Башкортостан, Татарстан, Алтай и Еврейская автономная область).

То есть с 1 мая 2015 года Кадастровая палата сможет предоставлять сведения из ЕГРП при личном обращении граждан или направлении ими запроса посредством почтового отправления. Сведения, содержащиеся в ЕГРП, будут предоставляться в виде выписки:

  • содержащей общедоступные сведения об объекте недвижимого имущества, расположенном в пределах территории Алтайского края;

  • о переходе прав на объект недвижимого имущества, расположенный в пределах Алтайского края;

  • о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества по запросам, в которых указано на выдачу таких сведений по объектам недвижимости, расположенным на территории Алтайского края.

Такжес 01.05.2015 специалисты Кадастровой палаты будут формировать уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений, а также принятия решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.

Сокращение сроков регистрации прав на недвижимость - результат целенаправленной работы Управления по реализации распоряжения Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которым предусмотрено постепенное сокращение сроков государственной регистрации прав на недвижимость в 2015 году - до 10 дней, к 2018 году - до 7 дней.

В Алтайском крае государственная регистрация прав по всем категориям дел уже с 2014 года проводится в течение 10 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

В целях создания для граждан и юридических лиц наиболее благоприятных условий получения ими государственной услуги по государственной регистрации прав Управление Росреестра по Алтайскому краю с 01.04.2015 вновь сокращает сроки государственной регистрации прав, на этот раз до 7 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, кроме случаев, когда Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и (или) другими законодательными актами Российской Федерации установлен сокращенный срок совершения юридически значимого действия.

Управление Росреестра по Алтайскому краю сообщает, что 08 марта 2015 года принят Федеральный законот 08.03.2015 № 46-ФЗ"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Данный федеральный закон вступил в силу с 20.03.2015 и внес изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В первую очередь, нововведения затронули размеры административных штрафов, которые накладываются за совершение различных правонарушений. При этом предусмотрено исчисление штрафа в величине, кратной кадастровой стоимости земельного участка (пункт 10 части 1 статьи 3.5КоАП РФ).

В части осуществления государственного земельного надзора данным федеральным законом вместе с фиксированной суммой административного штрафа за некоторые правонарушения теперь предусмотрен административный штраф в процентном выражении от кадастровой стоимости земельного участка. Действующие же ставки штрафов увеличены в10-40 раз.

Так, за самовольное занятие земельного участка по ст. 7.1 КоАП РФ граждан ждет штраф в размере от 1% до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. рублей (тогда как до 20.03.2015 за подобное нарушение сумма штрафа составляла от 500 рублей до 1 тыс. рублей). Должностных лиц будут штрафовать на сумму в размере от 1,5% до 2% от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее чем на 20 тыс. рублей (до 20.03.2015 сумма штрафа составляла от 1 тыс. до 2 тыс. рублей). На юридические лица будут налагаться штрафы в размере от 2 до 3% от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. рублей (до 20.03.2015 сумма штрафа составляла от 10 тыс. до 20 тыс. рублей). При этом в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

В июне 2014 года принят Госдумой и подписан Президентом РФ Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Многие эксперты уже назвали этот закон крупнейшей реформой в сфере земельных отношений за последние 14 лет (с момента принятия в 2001 году Земельного кодекса РФ). Новым законом существенно изменен порядок предоставления гражданам и организациям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельная реформа не обошла стороной и вопросы, связанные с арендой публичных земель. В этом информационном материале мы расскажем о новом порядке предоставления в аренду публичных земельных участков, который применяется с 1 марта 2015 года.

Прежде всего, следует отметить, что новое земельное законодательство расценивает аукцион как общее правило приобретения на правах аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На получение в аренду публичной земли без торгов можно рассчитывать только в ограниченном числе случаев, исчерпывающим образом описанных в Земельном кодексе. В частности, это касается  некоторых категорий граждан, нуждающихся в земельных участках для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства. Получить землю без торгов смогут и юридические лица, если они будут строить социально важные объекты – дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки. Миновать аукцион смогут и организации, которым требуется земельный участок для воплощения в жизнь масштабных инвестиционных проектов, подпадающих под установленные на федеральном и региональном уровне критерии.

1 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), основными целями которого являются установление нового порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменение правового регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки.

Новым Законом исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства (без проведения торгов), когда процедура предоставления земельного участка начинается с его выбора и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Следовательно, теперь отсутствует необходимость в подготовке и согласовании акта выбора земельного участка, порядок же предоставления земельных участков будет опираться на генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории. Согласно ст. 39.6Закона земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, передаются в аренду, в том числе для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукциона. Закон предусмотрены и переходные положения. Так, согласно п. 1 ст. 34 Закона земельный участок, находящийся в публичной собственности, предоставляется в аренду без проведения торгов, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 1 марта 2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; такой земельный участок в течение трех лет со дня принятия указанного решения не может стать предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, не обозначенному в решении.

11 марта 2015 года проведена пресс-конференция руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Ю.В. Калашникова при участии заместителей руководителя ведомства на тему: «Об итогах работы Управления Росреестра по Алтайскому краю в 2014 году и задачах на 2015 год». 
Юрий Калашников рассказал о том, чем запомнился прошедший год, какие задачи предстоит решать Управлению Росреестра по Алтайскому краю в 2015 году в сфере недвижимости и кадастра, озвучил основные показатели деятельности Управления за 2014 год, обратив особое внимание журналистов на некоторые из них. 
Так, существенный рост (на 52%) зафиксирован по числу зарегистрированных договоров долевого участия в строительстве (с 6 тысяч в 2013 году до 9400 - в 2014), а также прав на их основании (на 43%). Объясним такой «скачок», по мнению руководителя ведомства, вступлением в силу изменений в Федеральный закон № 214-ФЗ, предоставляющий гарантии дольщикам. Главным новшеством закона стало введение обязательного страхования долевого строительства и предоставление при регистрации договора долевого участия либо договора страхования, либо банковской гарантии на сумму привлеченных денежных средств. 
«В связи с вступлением с 1 января 2014 года изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве» многие застройщики поспешили пройти по «старой схеме», спровоцировав тем самым тот «наплыв» обращений, который мы увидели», - подчеркнул Юрий Калашников.

В соответствии с Приказом Росреестра от 13.01.2015 № П/1 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 01.05.2015 полномочия Росреестра по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРП, за плату начнут осуществлять филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра». 
Предоставление сведений ЕГРП будет осуществляться Кадастровой палатой поэтапно в соответствии с утвержденным планом-графиком:
  • с 1 мая 2015 года - по запросам, представленным заявителем лично в офисы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», а также поступившим в офисы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» или Управления Росреестра посредством почтового отправления, о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП;
  • с 1 сентября 2015 года - по запросам, представленным заявителями в форме электронного документа, о предоставлении сведений в виде выписки из ЕГРП;
  • с 1 января 2016 года - по запросам, представленным заявителем лично или поступившим посредством почтового отправления в офисы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, оказывающие услуги Росреестра, а также в форме электронного документа, о предоставлении сведений ЕГРП вне зависимости от места нахождения объектов недвижимого имущества;
  • с 1 января 2016 года - по предоставлению без взимания платы сведений, содержащихся в ЕГРП, по запросам лиц и организаций, имеющих право на безвозмездное получение таких сведений, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В настоящее время Управление Росреестра совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю осуществляют подготовительные мероприятия с целью передачи указанных полномочий.