Печать

Имущество

Изменен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 № 531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582»

Постановлением, в частности:

- корректируется порядок расчета размера арендной платы за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ежегодный размер арендной платы за такие земельные участки будет определяться на основе рыночной стоимости права аренды);

- в отношении таких земельных участков устанавливается пятилетний срок, в течение которого не допускается изменение размера арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды;

- устанавливаются льготные ставки арендной платы за федеральные земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, предоставленные собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством;

- вводится принцип учета наличия предусмотренных законодательством РФ ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, для которых такие ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

При реализации муниципального имущества обязанность налогового агента по исчислению и уплате НДС в бюджет лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 310-КГ16-17804 по делу N А09-10032/2015

При реализации не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, установленная абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ обязанность налогового агента исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и не может быть возложена на продавца этого имущества.

То обстоятельство, что подлежащий перечислению в бюджет НДС был уплачен в составе выкупной стоимости муниципального имущества, не освобождает предпринимателя от исполнения возложенной на него НК РФ обязанности налогового агента по исчислению и уплате спорных сумм НДС в бюджет.

Уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств не приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях, поскольку исполнив обязанность налогового агента, предприниматель не лишен возможности реализовать право на защиту своих интересов в рамках гражданско-правового спора с муниципальным образованием о возврате неосновательно полученных денежных средств.

Кроме того, Верховный Суд РФ отметил, что обстоятельства, связанные с формированием цены спорного имущества и включением в ее состав НДС, суды при рассмотрении дела не устанавливали, в то время как установление указанных обстоятельств является существенным для рассмотрения спора в целях определения действительной суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет.

Учитывая, что для принятия решения по существу спора необходимы исследование и оценка доказательств, а также установление существенных обстоятельств, указанных в настоящем определении, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение по спорному эпизоду.

Государственный контроль

МЧС России утвержден перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Приказ МЧС России от 14.04.2017 № 171 «Об утверждении Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

В установленный перечень включены федеральные законы; Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти по областям:

- гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- в области пожарной безопасности.

При определении класса опасности загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, необходимо использовать утвержденные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха

Письмо Росприроднадзора от 26.04.2017 № АС-09-01-36/8824 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие, к объектам IV категории»

Росприроднадзором направлена для использования в работе позиция Минприроды России по вопросу применения подпункта «а» пункта 6 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, в части определения класса опасности загрязняющих веществ в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно указанному пункту, одним из критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории является наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ.

По мнению Минприроды России, в целях определения класса опасности загрязняющих веществ для применения указанных положений необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, предусматривающие классы опасности для загрязняющих веществ, в том числе «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» ГН 2.1.6.1338-03», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114.

С 1 октября 2017 года государственные транспортные инспекторы будут проводить плановые выездные проверки с использованием проверочных листов

Постановление Правительства РФ от 29.05.2017 № 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части обязательного использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности»

С указанной даты использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) будет осуществляться при проведении плановых выездных проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предмет плановой проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

При этом проверочные листы (списки контрольных вопросов) будут содержать вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера.

Лицензирование

Минфин России признал правомерным отказ в выдаче лицензии на оборот алкогольной продукции при наличии задолженности по уплате пеней и штрафов в части страховых взносов

Письмо Минфина России от 26.04.2017 N 03-14-08/26190

Срок действия лицензии продлевается при условии представления налоговым органом сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

Следовательно, наличие задолженности по уплате страховых взносов не является основанием для отказа лицензирующего органа в продлении срока действия лицензии.

Однако в письме указано, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

С учетом изложенного сообщается, что отказ в выдаче лицензии при наличии задолженности по уплате пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части страховых взносов правомерен.

Государственная поддержка

Производители машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности могут получить субсидию в размере 15 процентов от цены оборудования

Постановление Правительства РФ от 10.05.2017 № 547 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности»

Субсидия предоставляется производителю при выполнении следующих условий: оборудование произведено не ранее 1 января 2016 г.; договор купли-продажи оборудования заключен не ранее 1 января 2017 г.; покупателю оборудования в соответствии с договором купли-продажи предоставлена скидка в размере не менее 15 процентов цены оборудования (без учета налога на добавленную стоимость).

Субсидия предоставляется на основании договора, заключенного между получателем субсидии и Минпромторгом России. Указываются условия, которым должен соответствовать производитель для заключения указанного договора, а также содержание такого договора.

Правилами, кроме того, устанавливается:

- перечень документов, предоставляемых претендентом на получение субсидии;

- порядок рассмотрения Минпромторгом России поступивших документов;

- сроки и основания принятия решений о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии;

- максимальный размер предоставляемой субсидии;

- обязанности лица, получившего субсидию;

- порядок осуществления контроля за соблюдением производителем порядка, целей и условий предоставления субсидии.

Российские организации смогут компенсировать до половины затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства с помощью федеральных субсидий

Постановление Правительства РФ от 25.05.2017 № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям»

Средствами производства признается соответствующая установленным критериям продукция по утвержденному перечню, в который включено 254 наименования продукции, в том числе электродвигатели, генераторы и трансформаторы, контрольно-измерительное и испытательное оборудование, многофункциональные металлообрабатывающие станки, холодильные компрессоры, конвейерное оборудование и др.

Пилотной признается, в частности, партия, состоящая из средств производства в количестве:

- не более 15 штук при стоимости за единицу продукции от 1 до 10 млн. рублей;

- не более 10 штук при стоимости за единицу продукции от 10 до 25 млн. рублей;

- не более 5 штук при стоимости за единицу продукции свыше 25 млн. рублей.

Субсидии предоставляются на возмещение части документально подтвержденных затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям, фактически понесенных организациями в одном из следующих периодов:

- в течение 12 месяцев до дня заключения договора о предоставлении субсидии;

- в течение 3 месяцев со дня заключения договора о предоставлении субсидии.

Субсидии предоставляются организациям, прошедшим отбор, проводимый межведомственной комиссией, создаваемой Минпромторгом России, не реже одного раза в 2 месяца.

Хозяйственная деятельность

Обновлены технические требования к тахографам устанавливаемым на транспортные средства

Приказ Минтранса России от 20.02.2017 № 55 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»

Внесенными изменениями, в частности:

предусмотрено, что тахографы будут подлежать поверке в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений;

вводится запрет использования водителями тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки, и/или оформленного свидетельства о поверке, и/или записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с неистекшим сроком действия;

определено, что при контроле работы тахографа будет осуществляться проверка наличия знака поверки на тахографе, и/или свидетельства о поверке, и/или записи в паспорте (формуляре), заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с неистекшим сроком действия.

Тахографы, установленные на транспортные средства до вступления в силу настоящего приказа, подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями с момента замены в них блока СКЗИ. До момента замены блока СКЗИ требования приказа на эти тахографы не распространяются.

Установлена форма заключения о проведении аудита проектной документации

Приказ Минстроя России от 10.04.2017 N 701/пр «Об утверждении формы заключения о проведении аудита проектной документации»

Согласно утвержденной форме в заключении указываются общие сведения об инвестиционном проекте, а также результаты аудита проектной документации в отдельности по каждому мероприятию, проводившемуся в рамках аудита проектной документации, и заключение экспертной организации по результатам аудита в целом (положительное или отрицательное заключение).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации" аудит проектной документации проводится в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства которых планируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти или подведомственными этим органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации в пределах срока государственной экспертизы.

С 2018 года расчетная предпринимательская прибыль не будет устанавливаться для регулируемых организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами

Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 N 534 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования механизма учета расчетной предпринимательской прибыли при установлении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также обращения с твердыми коммунальными отходами"

Согласно постановлению Правительства РФ на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль не устанавливается для регулируемой организации, осуществляющей деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, владеющим объектом (объектами) теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения или обращения с твердыми коммунальными отходами исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

ФНС России разъяснила порядок внесения изменений в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом уточненных критериев по численности работников и доходу

Письмо ФНС России от 10 мая 2017 г. № ГД-4-14/8720@

Положения, предусматривающие уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), вступили в силу с 1 января 2016 года.

При этом согласно общему правилу категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения по организации выше или ниже установленных предельных значений в течение трех последовательных календарных лет.

Это означает, что соответствие установленным значениям может быть определено за период 2016 - 2018 годов.

Следовательно, впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

С 1 июля 2018 года вступают в силу правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон

Постановление Правительства РФ от 10.05.2017 № 543 «О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон»

Оценка готовности будет осуществляться Минэнерго России ежегодно с целью предупреждения нарушения энергоснабжения потребителей электроэнергии при функционировании объектов электроэнергетики в сложных технологических режимах, возникающих в период, характеризующийся повышенными электрическими и тепловыми нагрузками в условиях низких температур наружного воздуха.

Для оценки готовности используется в том числе информация, содержащаяся в базе данных об авариях в электроэнергетике, порядок систематизации которой определен Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 N 846.

Уровень готовности устанавливается в зависимости от индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон, который рассчитывается в отношении субъекта электроэнергетики на основании данных о выполнении им установленных условий готовности к работе в отопительный сезон, и соответствующей каждому условию готовности информации.

При этом:

уровень готовности "Не готов" устанавливается в случае, если индекс готовности меньше 0,95;

уровень готовности "Готов с условиями" устанавливается в случае, если индекс готовности меньше 1 и больше либо равен 0,95;

уровень готовности "Готов" устанавливается в случае, если индекс готовности равен 1.

Принятие решения о готовности к отопительному сезону основывается на результатах мониторинга и данных о несвоевременном выполнении команд субъекта оперативно-диспетчерского управления о пуске оборудования из состояния резерва, представляемых субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Решение о готовности будет оформляться соответствующим приказом Минэнерго России с выдачей паспорта готовности по форме согласно приложению к Правилам.

Договор энергоснабжения до завершения технологического присоединения теперь можно заключить с использованием принципа «одного окна»

Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 № 557 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии»

В соответствии с действующим порядком заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии потребители должны следовать определенной последовательности процедур заключения указанных договоров.

Согласно подписанному Постановлению, заявитель при подаче заявки на технологическое присоединение будет указывать наименование поставщика, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию. Сетевая организация будет направлять документы заявителя этому поставщику, а по завершении всех процедур выдавать заявителю договор поставки электроэнергии.

Таким образом, заявители по результатам мероприятий по технологическому присоединению получают возможность без задержки по времени начать потреблять электрическую энергию в рамках заключенного договора.

Определен перечень работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик по государственному (муниципальному) контракту обязан выполнить самостоятельно

Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

В указанный перечень включено 34 вида работ, в том числе, подготовительные, земляные, свайные работы; работы по возведению несущих конструкций и устройству кровли; устройству сетей канализации, водо-, газо- и теплоснабжения; работы по устройству туннелей, штолен, благоустройству.

Устанавливается, что стоимость работ, выполняемых подрядчиком самостоятельно, должна составлять не менее 15% (а с 1 июля 2018 года - не менее 25%) от цены контракта. При этом подрядчик вправе выбрать подлежащие самостоятельному выполнению виды и объемы работ из видов и объемов, установленных в документации о закупке.

Кроме того, Постановлением вводится ответственность в виде штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту. Порядок определения размера такого штрафа устанавливается Правилами определения размера штрафа, исчисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, исчисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, исчисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Минстроем России разъяснен новый порядок выдачи разрешений на строительство

Письмо Минстроя России от 15.06.2017 № 20993-ХМ/09 «О порядке применения положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопрос выдачи разрешения на строительство»

Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ были внесены изменения в положения Градостроительного кодекса РФ, определяющие порядок выдачи разрешений на строительство.

Согласно внесенным изменениям разрешение на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории; а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Таким образом, при выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется проверка соответствия проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории лишь в случае размещения объекта капитального строительства на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 ГрК РФ в редакции Федерального закона N 373-ФЗ, вступающей в силу 1 июля 2017 года.

Верховный Суд РФ признал недействующим порядок учета материальных расходов, позволяющий ИП их списание на затраты только в части реализованных товаров

Решение Верховного Суда РФ от 19.06.2017 № АКПИ17-283 «О признании недействующим пункта 22 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002»

Пункт 22 "Порядка учета доходов и расходов...", утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430, устанавливает соответствующее правило для индивидуальных предпринимателей, избравших кассовый метод учета доходов и расходов.

Данное правило не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах. На основании пункта 1 статьи 221 и пункта 3 статьи 273 НК РФ указанные индивидуальные предприниматели вправе учесть понесенные расходы в полном объеме после их фактической оплаты. Данная норма не связывает момент учета расходов с датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг).

В связи с тем, что оспариваемое положение устанавливает дополнительное условие, не предусмотренное законодательством, Верховный Суд признал его недействующим.

Из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, исключены некоторые разделы

Постановление Правительства РФ от 17.07.2017 № 844 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации»

Речь идет о разделах 4361 "Устройства, блоки и узлы электронно-физические функциональные ядерные и радиоизотопные", 4362 "Приборы, установки, системы для измерения и контроля ионизирующих излучений", 4363 "Приборы радиоизотопные", 4364 "Детекторы ионизирующих излучений", 6937 "Оборудование эксплуатационное для атомных электростанций", 6938 "Насосы для ядерных установок и радиохимического производства", 6940 "Техника радиационная", 6968 "Изделия радиационно-защитной техники", 6981 "Оборудование технологическое специальное" и 7010 "Продукция изотопная".

Сертификаты соответствия, выданные до дня вступления в силу настоящего Постановления, действуют до окончания срока их действия (до прекращения их действия в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

Для предприятий легкой промышленности Правительство РФ может устанавливать «льготный» критерий отнесения к субъектам среднего предпринимательства

Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Согласно общему правилу, для средних предприятий предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год составляет от ста одного до двухсот пятидесяти человек.

Правительству РФ предоставлено право для предприятий легкой промышленности устанавливать предельное значение среднесписочной численности работников свыше указанного значения.

При этом определены условия осуществления деятельности в сфере легкой промышленности - в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" в соответствии с ОКВЭД. Доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 70 процентов в общей сумме доходов.

При осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности самозанятые граждане освобождены от необходимости государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Федеральный закон от 26.07.2017 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Согласно Гражданскому кодексу РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с внесенными изменениями в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению законодателя, изменения, внесенные в ГК РФ настоящим Федеральным законом, позволят исключить возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством.

Внешнеэкономическая деятельность.

Принят технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции" (ТР ЕАЭС 041/2017)

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 № 19 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции»

Указанный технический регламент устанавливает единые обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ЕАЭС требования к выпускаемой в обращение химической продукции, а также правила и формы оценки ее соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, маркировке и правилам ее нанесения.

Евразийской экономической комиссией совместно с правительствами государств - членов ЕАЭС необходимо разработать и утвердить порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей ЕАЭС и порядок нотификации новых химических веществ, обеспечив их вступление в силу до 1 декабря 2018 года.

При условии исполнения указанных требований технический регламент "О безопасности химической продукции" (ТР ЕАЭС 041/2017) вступает в силу с 2 июня 2021 года, за исключением требований к препаративным формам пестицидов и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (переработки). До дня вступления в силу данного технического регламента, устанавливающего требования к препаративным формам пестицидов и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (переработки), в отношении такой продукции и указанных процессов действуют положения актов органов ЕАЭС или законодательство государств - членов ЕАЭС.

В приложениях к техническому регламенту, в числе прочего, приводятся:

перечень химической продукции, на которую его действие не распространяется;

допустимые отклонения содержания опасных химических веществ в составе химической продукции;

структура отчета о химической безопасности;

предельное содержание в составе химической продукции ограниченных к применению химических веществ;

форма заявления о проведении государственной регистрации химической продукции.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Россельхознадзором разъяснен порядок функционирования пунктов предварительного уведомления на российско-казахстанском и российско-белорусском участках государственной границы

Разъяснение Россельхознадзора «О порядке действия функционирования пунктов предварительных уведомлений» от 07.06.2017

Сообщается, в частности, что на ППУ осуществляется проверка на предмет выявления санкционных товаров с целью пресечения их ввоза на территорию РФ, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении РФ. Соответственно организация ППУ не является ветеринарно-санитарной мерой, а является специальной экономической мерой, введенной РФ.

В соответствии с должностными полномочиями сотрудники территориальных управлений Россельхознадзора на ППУ на российско-казахстанском и российско-белорусском участках государственной границы осуществляют ветеринарный контроль (надзор) при ввозе подконтрольных товаров в следующем порядке:

документарный контроль;

физический контроль, который включает в себя:

досмотр подконтрольных товаров;

проверку соответствия подконтрольных товаров данным, указанным в предъявленных документах;

контроль соответствия транспортного средства установленным ветеринарно-санитарным требованиям, необходимым для перевозки подконтрольных товаров;

контроль условий и режима перемещения (перевозки);

контроль соответствия упаковки и маркировки установленным требованиям.

По результатам досмотра информация о грузе вносится в информационную систему «Аргус», на оборотной стороне ветеринарных сопроводительных документов проставляется штамп «груз учтен».

Налоги. Финансы.

Актуализирован используемый в целях определения налоговой базы по НДС перечень товаров, работ и услуг, длительность производственного цикла изготовления, выполнения и оказания которых составляет свыше 6 месяцев

Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 № 527 «О внесении изменений в перечень товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев»

Перечень изложен в новой редакции в связи с отменой Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК-005-93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и принятием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Напомним, что Минэкономразвития России подготовлены переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам. Указанные ключи размещены в сети Интернет по адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ classificators/.

Доходы «самозанятых» граждан, полученные в 2017 и 2018 годах, освобождаются от НДФЛ в случае, если лицо было поставлено на налоговый учет

Информация ФНС России от 11.05.2017 «О постановке на учет самозанятых граждан»

ФНС России сообщен порядок постановки на учет "самозанятых" граждан, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников.

Постановка на учет таких граждан осуществляется на основании уведомлений по месту жительства (месту пребывания) физического лица.

Доходы граждан, полученные от оказания услуг (установленных НК РФ и законом субъекта РФ), подлежат освобождению от налогообложения на основании пункта 70 статьи 217 НК РФ.

ФНС России утвердила новые формы реестров счетов-фактур, представляемых в налоговые органы плательщиками акцизов

Приказ ФНС России от 10.02.2017 N ММВ-7-3/178@ «Об утверждении форм реестров счетов-фактур, порядка их заполнения, порядка представления реестров счетов-фактур в налоговые органы и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, а также образца отметки налогового органа, проставляемой на реестрах счетов-фактур, представляемых плательщиками акцизов в налоговый орган»

Утверждены формы реестров счетов-фактур (перечень реестров изменен и дополнен новыми формами), порядок их заполнения, а также порядок представления реестров счетов-фактур в налоговые органы.

Приказ содержит формы реестров счетов-фактур, выставленных:

налогоплательщиками, имеющими свидетельство на производство денатурированного этилового спирта;

лицами, имеющими свидетельство на производство прямогонного бензина;

собственниками давальческого сырья при реализации прямогонного бензина, произведенного из этого сырья;

лицами, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;

поставщиками бензола, параксилола или ортоксилола;

российскими поставщиками авиационного керосина.

Минфином России установлены виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг

Приказ Минфина России от 09.03.2017 № 33н «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг»

К видам аудиторских услуг отнесены:

аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность;

аудит части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности;

аудит отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;

аудит части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;

аудит иной финансовой информации прошедших периодов.

В перечень сопутствующих аудиту услуг включены услуги, обеспечивающие разумную уверенность, услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность, а также услуги, не обеспечивающие уверенность.

Минфин России указал на отсутствие основания для зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, при наличии непогашенной задолженности по страховым взносам

Письмо ФНС России от 10.04.2017 № ГД-4-8/6690 «О направлении для использования в работе»

В письме сообщается, что при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

В расчет по страховым взносам, представляемый начиная с отчетности за I квартал 2017 года, включаются сведения, содержащиеся в форме СЗВ-М

Письмо Минфина России от 17.04.2017 N 03-15-06/22747

Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют в налоговый орган расчет по страховым взносам по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.

Минфином России сообщается, что в разделе 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" данного расчета указываются сведения, отражаемые в том числе в форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п.

При выставлении счета-фактуры индивидуальные предприниматели указывают реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРИП

Письмо Минфина России от 27.04.2017 N 03-07-09/25676

До 2017 года документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являлось Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61003. Выдача такого свидетельства с 1 января 2017 года отменена.

С указанной даты для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2017 года, реквизитами, отражаемыми в счете-фактуре, являются данные Листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о дате внесения записи об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП и ОГРНИП.

Пенсионным фондом РФ рекомендованы формы заявлений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года

Информация ПФ РФ от 30.05.2017 «Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года»

Решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимаются территориальными органами ПФР при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности за указанные периоды.

При обращении в органы ПФР плательщикам рекомендовано применять формы соответствующих заявлений (приведены в приложении):

заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов;

заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов.

Минфином России разъяснено, в каких случаях предприниматель может быть освобожден от административной ответственности за неприменение ККТ

Письмо Минфина России от 30.05.2017 № 03-01-15/33121 «Об административной ответственности в отношении пользователей, применяющих контрольно-кассовую технику»

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом N 290-ФЗ вышеуказанная обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей наступает с 01.07.2017, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 290-ФЗ.

Статьей 14.5 главы 14 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ в установленных федеральными законами случаях.

При этом в соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, по мнению Минфина России, при обнаружении факта неприменения организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ при осуществлении расчетов в соответствии с требованиями Федерального закона N 290-ФЗ, но при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ, указанное лицо в такой ситуации к ответственности привлекаться не должно.

В целях установления факта принятия исчерпывающих мер по соблюдению установленных требований может быть исследован заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством РФ о применении ККТ предельного срока возможности его использования.

При этом отмечается, что при отсутствии у налогоплательщика возможности применения ККТ в соответствии с нормами Федерального закона от 03.07.2017 N 290-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом).

Правительством РФ определены предельные суммы банковских гарантий, выданных для принятия налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов

Постановление Правительства РФ от 24.07.2017 № 874 «О максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов»

Установленные максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий различаются для банков, включенных (не включенных) в систему страхования вкладов физических лиц, удовлетворяющих (не удовлетворяющих) требованиям о взаимодействии банков с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, и имеющих (не имеющих) необходимого кредитного рейтинга, а также зависят от величины собственных средств (капитала) банка.

Например, максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным Налоговым кодексом РФ требованиям, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов, установлены:

при величине собственных средств (капитала) не менее 25 млрд. рублей банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц и удовлетворяющего требованиям о взаимодействии банков с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, или имеющего кредитный рейтинг (кредитные рейтинги), присвоенный банку по национальной рейтинговой шкале одним (несколькими) кредитным рейтинговым агентством, внесенным Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, чья методология по осуществлению рейтинговой деятельности в отношении присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам подтверждена Банком России на соответствие установленным требованиям, - в размере 5 процентов величины собственных средств (капитала) банка и 20 процентов величины собственных средств (капитала) банка соответственно.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России. По состоянию на 01.07.2017 таких банков 279, в том числе "ПАО Сбербанк", ПАО "БИНБАНК", "АО ЮниКредит Банк", "Банк ВТБ (ПАО)" и др.

Участие в государственных, муниципальных закупках

С 1 июля 2017 года расширен перечень юридических лиц - крупнейших заказчиков, участвующих в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства

Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

К ним отнесены в том числе юридические лица, включенные в сферу действия Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и являющиеся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона.

Кроме того, с 1 января 2018 года расширен перечень сведений, включаемых в годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП. В него дополнительно включаются:

сведения о доле закупок у субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;

сведения о доле закупок у субъектов малого предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются только субъекты МСП, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров.

В 2017 году годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых юридическими лицами, включенными в перечень, у субъектов МСП установлен в размере не менее чем 9 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных указанными юридическими лицами по результатам закупок товаров, работ, услуг, осуществленных с 1 июля по 31 декабря 2017 года. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных такими юридическими лицами с субъектами МСП по результатам закупок, должен составлять не менее чем 5 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных отдельными видами юридических лиц по результатам закупок товаров, работ, услуг, осуществленных с 1 июля по 31 декабря 2017 года.

Также с 1 января 2018 года вступает в силу обновленная форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Утвержден порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при использовании средств, полученных по госконтракту, договору, а также контракту, заключаемому в рамках их исполнения

Приказ Минфина России от 30.06.2017 № 500 «Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения»

Порядок устанавливает правила раскрытия юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем, получающим средства на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках исполнения государственного контракта, договора (соглашения), структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по соглашению в случаях, установленных распоряжением Правительства РФ о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения.

Также утверждены:

- порядок проведения Казначейством России проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта, суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;

- порядок раскрытия структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению) юридическим лицом, КФХ, ИП, получающим средства на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках исполнения государственного контракта, договора (соглашения).

Приказ вступает в силу с момента вступления в силу распоряжения Правительства РФ о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения.