Нет необходимости говорить о том,  что указы Президента охватывает все стороны и аспекты жизни наших граждан. Направлены они на решение и устранение проблем названных, обозначенных гражданами в обращениях к Президенту, озвученных при проведении прямых линий.

Сегодня я постараюсь осветить вопросы решения указов применительно к тем проблемам и вопросам, которые проявляются на территории нашего района,  и подведомственны нам в рамках наделённых полномочий.

Вопросы,  обозначенные в указах, требуют комплексного решения и естественно появились в силу сохранённых сложностей в их разрешении, поэтому еще сегодня мы должны констатировать, что на ряду с успехами в их выполнении мы вынуждены признать, наличие  по ряду направлений  сложностей,  которые не позволяют нам их  выполнить.

Если располагать вопросы указов, по шкале сложности и проблемности, то на первое место естественно выдвигаются проблемы коммунального обслуживания. Почти параллельно с ними стоят вопросы дорожно-транспортного сообщения, инвестиций, строительство жилья, вопросы связи, торговли и других сфер обслуживания.  

Вопросы развития и совершенствования отношений в сфере жилищно-коммунального обслуживания в наибольшей степени обозначены в указах Президента от 25 апреля 2013г., от 31 мая 2013, 21 апреля 2014года, 24 июля 2015года.

В поручениях данных Правительству РФ от 25.04.2013,  но требующим исполнения и от органов местного самоуправления указано на необходимость принятия мер по недопущению роста платы граждан за коммунальные услуги и повышение качества услуг в сфере ЖКХ.

По первой части необходимо отметить, что нам и действующим на территории района в сфере ЖКХ предприятиям и индивидуальным предпринимателям удается этот вопрос решать, конечно не без помощи управления Алтайского края по регулированию тарифов и выдерживать утверждение на уровне Правительства РФ и Правительства Алтайского края индексы предельного увеличения платы граждан. Субъекты предпринимательства, работающие в этой сфере, освоили технологии предоставления данных для защиты тарифов и последние годы выполняли это своевременно. Отклонение имеет место только в этом году и связано это с образованием нового МУП «Дирекция заказчика». Для него тарифы пока не утверждены и предприятие работает в 2018г. по ориентировочным тарифам обанкротившегося предприятия.

В связи с тем что предприятия,  работающее в сфере ЖКХ на протяжении многих лет убыточны, это и явилось одной из основных причин банкротства МУП «Дирекция заказчика по содержанию и ремонту жилья».

В отношении повышения качества услуг ЖКХ можно с чистой совестью сказать, что все   усилия администрации именно на это и направлены. В целом, показатели качества оценить сложно. Если в прежние годы мы имели обращения граждан при температуре 14-12С0 в жилье, то теперь имеем много обращений при температуре 17-18 С0 т.е. запросы по комфортности возрастают. Это и правильно. В целях наращивания показателей качества предоставляемых услуг администрацией района принята программа «Обеспечение населения района  жилищно-коммунальными услугами» на 2015 – 2020г., в рамках этой программы проводится модернизация объектов ЖКХ, обновление производственных мощностей и объектов.

Необходимо отметить, что в последние годы удалось привлечь в эту сферу большой объем средств краевого бюджета на капитальный ремонт котельной №4 (в 2017г.) и котельной №3 в 2018г. В целях улучшения водоснабжения отремонтированы, а, вернее сказать, восстановлены 3 скважины за 2018 год,  готовится документация по установке модульной котельной и ремонту скважины в с.Алтайское.    В перечне поручений Президента от 31 мая 2013 года, наибольший акцент поставлен на модернизацию коммунальной инфраструктуры и достижения к 2020 году, нормативного уровня износа основных фондов.

Это означает, что к этому периоду у нас не должно быть в эксплуатации полностью изношенного  оборудования. Сейчас мы все еще наблюдаем наличие и эксплуатацию объектов и техники полностью амортизированной. В зачёт наших действий по выполнению этого пункта можно принять информацию о работе по упомянутой уже программе «Обеспечение населения Табунского района жилищно-коммунальными услугами»  и все те же работы и усилия по обновлению и капитальному ремонту объектов.

В этом же перечне Президента РФ поручает обеспечить передачу к 2016 году частным операторам неэффективно работающих предприятий, организации на основе концессионных соглашений. Здесь мы должны признать, что полностью выполнить указанное поручение мы пока не сможем. Есть у нас хороший пример передачи объектов ЖКХ по концессионному соглашению с августа 2014 года. В рамках действующей в это время нормативной базы был организован и проведен конкурс и заключено концессионное соглашение. О том, что частный инвестор в этой сфере работает более эффективно, нам удалось убедиться еще раз. Индивидуальным предпринимателем более широко стали применяться альтернативные виды топлива и энергосберегающее электрооборудование. Выявились, или вернее сказать подтвердились, направления существенного повышения эффективности работы объектов. В этом году мы наблюдаем существенные капитальные вложения частного инвестора, на модернизацию двух котельных (более 2,0 млн. рублей).

Но мы убедились и в другом: в сельской местности не приемлим принцип достижения полной прибыльности или даже окупаемости всех объектов. Наглядный пример тому, категорический отказ частного инвестора от объектов теплоснабжения и водоснабжения в с. Большеромановка. Сработал принцип «Мне не выгодно – заберите». Регулярные анализы финансово- хозяйственной деятельности предприятий коммунальной сферы показывают, что многие объекты мы вынуждены эксплуатировать, несмотря на их убыточность. Кроме двух объектов в с. Большеромановка убыточна одна из котельных в с. Сереброполь, водопровод  в с. Сереброполь,  одна из котельных в с. Алтайское и т.д.

На эти объекты мы скорее всего никогда не найдём желающих взять их в концессию т.к., они недостаточно нагружены потребителями и имеют очень разветвлённую сеть коммуникаций.

В целом перечень поручений от 31 мая 2013 года содержит пять пунктов касающихся совершенствования экономических отношений в сфере ЖКХ и привлечений в эту сферу частных инвесторов и последним пунктом определено, что до 1 ноября 2013 года, нужно было разместить на официальных сайтах и в сети «Интернет»  графики проведения конкурсных процедур по передаче в концессию объектов теплоснабжения, находящихся в малых городах и насёленных пунктах, чего нам выполнить не удалось.

Из перечня поручений от 24 июля 2015 год, практически полностью выполнен пункт о разработке и принятий программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Наша программа, как уже было сказано, называется «Обеспечение населения Табунского района жилищно – коммунальными услугами» на 2015-2020 годы. Она принята постановлением администрации района №447 от 30.12.2015. В последующем,  она корректировалась и дополнялась. Мероприятия включённые в программу включены также в Государственную программу Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами» на 2015 год.

По этой программе мы получили финансовую поддержку на выполнение капитального ремонта объектов. Из этого перечня поручений,  выполнен   раздел  и в части разработки и утверждения схем теплоснабжения и водоснабжения. В начале 2018 года была проведена работа по их актуализации и постановлениями администрации от 22.03.2018 №74 и №75 они были утверждены.

Из этого пункта поручений осталось не выполненным указание на обеспечение регистрации прав собственности на объекты ЖКХ, а так же реализация в установленные сроки графиков передачи всех объектов предприятий ЖКХ,  управление   которыми признано неэффективным в концессию. В настоящее время передача коммунальных объектов в концессию, усложняется внесением изменений в закон «О концессиях». В число сторон  такого договора включена третья сторона  субъект  Федерации, что требует дополнительного согласования ряда вопросов, включая «Инвестиционной программы концессионера и долговременные экономические параметры». Кроме того необходимо обеспечить государственную регистрацию не менее 50% объектов, передаваемых в концессию.  

По причине отсутствия регистрации имущества заключённый нами договор концессии с Сальниковым Ю.М. не хотят признавать действительным ни Антимонопольной комитет, ни Управление Алтайского края по регулированию тарифов, ни Прокуратура, ни Министерство строительства и ЖКХ.

Поручение Президента от 23 января 2013г. предусматривает обеспечение выполнения всеми уровнями исполнительной власти показателей социально-экономического развития.

В числе этих показателей учитываются и результаты реализации комплекса мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, имеющих троих и более детей. Поручено проанализировать практику предоставления гражданам данной категории в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В этом вопросе у нас проблем практически нет. Свободных земельных участков для предоставления достаточно. За период с 2016 года с заявлениями о постановке на учет в качестве желающих приобрести в собственность бесплатно земельный участок обратилось 10 семей, в т.ч. в 2018 году – 4. Все заявления удовлетворены.

Реализация комплексных мер по улучшению жилищных условий обеспечивается участием в краевых и федеральных программах обеспечения жильем. Наиболее успешным является участие в программе  «Устойчивое развитие сельских территорий». За последние три года по этой программе построено 4 новых дома, улучшили условия проживания 4 семьи.

Последние два года,  по вводу жилья оказались для нас недостаточно результативными, в 2017 году  введено 472,0 кв.м. при доведенном 1500 кв.м, в 2018 году ожидается 559,4 кв.м.

2019 год в этом плане просматривается лучше. В связи с увеличением федерального финансирования по программе «Устойчивое развитие сельских территорий»   ожидается финансовая поддержка    молодым семьям     3965,5 тыс. руб. и гражданам, проживающим в сельской местности на сумму 3965,5    тыс.руб. 

В поручении Президента от 17 мая 2016 года, охватывающих вопросы улучшения строительства и градостроительной деятельности особое внимание уделяется повышению доступности гражданам этой информации, обеспечению учета мнений граждан путем проведения публичных слушаний по вопросам утверждения схем и правил территориальной застройки. В этих вопросах нами обеспечено выполнение поручений, публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся, информации об этом размещаются в сети «Интернет» на сайте администрации района. Документы территориального планирования и градостроительного зонирования в муниципальных образованиях района утверждены.

Поручениями Президента от 14 марта 2016 года охвачены вопросы содержания дорог и обеспечения безопасности движения, улучшения пассажирских перевозок.

В этих вопросах не все доступно органам самоуправления, что конечно, вызывает справедливые замечания и вопросы граждан.

Содержание и обустройство дорог местного значения осуществляется за счёт созданного и действующего с 2014 года муниципального дорожного фонда. расходование и использование средств фонда регламентируется принятыми районным Советом депутатов и администрацией района нормативными актами: «Положение о дорожном фонде», «Порядок предоставления и расходования средств дорожного фонда», «Предельные нормативы расходования средств дорожного фонда» и прочее. Расходование средств районного дорожного фонда осуществляется в рамках ежегодных Планов мероприятий. Наибольшей проблемой в вопросе содержания дорог остаётся недостаток средств на выполнение всех необходимых мероприятий. Объём годового поступления в фонд составляет в 2017 году 2,3 млн.руб., израсходовали – 4, 8млн.руб. за счёт остатка предыдущего года в сумме 2,5 млн. руб. За 10  месяцев 2018 года поступило в фонд 1,8 млн. рублей.  План 3.5 вряд ли будет выполнен.

На выполнение работ по ремонту дорог в сёлах ежегодно краевым бюджетом выделяется целевая субсидия в размере 950тыс.руб. С учётом того, что требования к содержанию дорог  и стоимости работ возрастают, средств хватает на ремонт 180 – 200м., остальные работы и содержание дорог осуществляется за счёт средств районного фонда. Кроме этого,    необходимы ещё средства на очистку дорог, грейдирование, установку знаков, обустройство пешеходных переходов. Требования к их обустройству так же возрастают. Администрацией принята программа обустройства пешеходных переходов. С учетом этого выполнить необходимый и желанный объём работ пока не удаётся.

По вопросам улучшения пассажиро-перевозок администрацией района предприняты меры по разработке и утверждению всей необходимой нормативной базы. За последние годы принято 6 нормативных документов, определяющих порядок утверждения маршрутов, порядок проведения конкурсов на выполнение маршрутов  и т.д., некоторые из них по представлениям прокуратуры. Но дело в том, что маршрутов у нас нет ни одного. Действует пока один заказной маршрут Большеромановка – Табуны (Второй маршрут на Лебедино закрыт в связи с невостребованностью, неокупаемостью). Попытки открытия маршрутов со стороны администрации района предпринимаются , но в связи с плохой окупаемостью не решаются. Проблемой для Табунского сельсовета и администрации района остаётся содержание здания для отдыха пассажиров, проходящих через Табуны междугородних маршрутов. С 1 декабря нам практически пришлось взять на себя  отопление,  уборку и содержание здания. Помещение для ожидания автобусов выделено светлое, теплое, уютное. Справочная информация в помещении имеется. Для обслуживания проходящих маршрутов здание открыто с 7-30 до 21-30, но кассы нет. Последний предприниматель,  содержавший кассу  и кассира, отказался в категорической форме, как было сказано  - невыгодно, убыточно. Попытки открыть кассу и улучшить условия пассажиро-перевозок будем повторять до получения положительного результата.

Завершая информацию о выполнении поручений Президента РФ нужно отметить, что они очень ёмкие. Планы мероприятий по их выполнению  разворачиваются для нас  в целую программу действий. Выполнить их не просто, потому как они возникли из проблем, которые требуют срочного решения. Хотелось бы от высших органов власти в этих вопросах больше понимания и содействия в т.ч. финансового.

А нам нужно пожелать терпения, настойчивости и успехов в их выполнении.