Информация:

doc

Памятка

Регистрация на Едином портале государственных услуг Российской Федерации
Размер: 71.93 Кб
Дата: 2016-05-31

Новости Росреестра

Вступивший в силу с января 2017 года Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления обращаться в Росреестр для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в следующих случаях:

  1. Органы, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
  2. Если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки орган власти обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости. Например, при заключении договоров аренды, купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или при приватизации жилья.

При этом правообладатель не лишен возможности самостоятельно подать заявление о государственной регистрации своего права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки.

Важно отметить, что в данном случае независимо от того, кто выступит заявителем, подлежит уплате госпошлина за государственную регистрацию права, ограничения (обременения) права либо сделки от имени правообладателя.

Если на государственную регистрацию документы подаются представителем органа власти, пакет документов также должен содержать платежный документ об уплате госпошлины от имени и за счет собственных средств правообладателя, за исключением государственной регистрации договора аренды, где орган власти выступает стороной договора.

Кроме того, положениями Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом обеспечивать проведение кадастровых работ, обращения в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. В данном случае речь идет о ранее предоставленных земельных участках.

Представление документов соответствующим органом должно осуществляться преимущественно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта.

Процесс межведомственного электронного взаимодействия регистрирующего органа и государственных органов, органов местного самоуправления направлен на качественное оказание государственных услуг для граждан, обеспечение максимально сокращенных сроков при совершении учетно-регистрационных действий по любым объектам недвижимости: будь то многоквартирный дом или земельный участок садовода-дачника. Кроме того, для физических лиц и индивидуальных предпринимателей в этом случае на 30 процентов уменьшается размер государственной пошлины за регистрацию прав.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона установлено, что за непредставление указанных документов орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

И.о. начальника Межмуниципального Славгородского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю О.А. Комиссарова

На сегодняшний день семь арбитражных управляющих в Алтайском крае привлечены судом к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ и им назначено наказание в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев. Такова судебная практика по применению федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наработанная отделом по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Алтайскому краю. Несмотря на то, что этот закон действует уже на протяжении двух лет, для формирования судебной  практики потребовалось определенное время. Подробнее о реализации положений этого закона рассказала Елена Селиванова, начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Алтайскому краю. 

- Елена Николаевна, что такое дисквалификация и насколько нормы федерального закона №391-ФЗ оказались применимы на практике?

- В соответствии с ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ д

Дисквалификация может быть применена к лицам, исполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, к членам совета директоров, к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,

Практика привлечения арбитражных управляющих в настоящее время еще не до конца сформирована. Вместе с тем, в 2017 году по заявлениям Управления Росреестра арбитражным судом к административной ответственности в виде дисквалификации на срок шесть месяцев привлечено 5 арбитражных управляющих. В 2018 году – 2 арбитражных управляющих.

Стоит отметить, что данные решения абсолютно всеми арбитражными управляющими обжаловались как в апелляционной, так и в кассационной инстанциях.

- То есть, как правило, арбитражные управляющие отстаивают возможность продолжать трудиться, совершая нарушения законодательства о банкротстве?

- На сегодняшний день можно сказать, что абсолютно всеми арбитражными управляющими, привлеченными судом к административной ответственности в виде дисквалификации, решения обжалуются как в апелляционную, так и в кассационную инстанции.

По заявлениям, направленным отделом по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Алтайскому краю в Арбитражный суд, судом привлечено к административной ответственности 7 арбитражных управляющих, все они без исключения обжалуют вынесенные решения. В настоящее время все решения суда вступили в законную силу.

- За какие нарушения арбитражного управляющего могут дисквалифицировать?

- Среди типичных нарушений требований законодательства
о несостоятельности (банкротстве), совершенных арбитражными управляющими на территории Алтайского края, можно выделить следующие:

– нарушение очередности погашения требований текущих платежей;

– нарушение периодичности проведения собраний кредиторов;

– предоставление неполных, недостоверных сведений в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности;

– несвоевременное включение в единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщения о проведении собрания кредиторов;

– затягивание сроков проведения инвентаризации имущества должника;

- непроведение оценки имущества должника;

- непредставление собранию кредиторов предложения о порядке продажи имущества должника.

 

- Получается, что за любое из этих правонарушений, следует дисквалификация?

 - Не совсем так. Естественно, учитывается характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Изначально выносится предупреждение и также налагается штраф арбитражному управляющему.  Вероятность выбора арбитражным судом в качестве вида наказания дисквалификации, как правило, применяется при повторном совершении однородного правонарушения и привлечения в течение года к административной ответственности.

23 мая в ИА «Интерфакс» состоялась пресс-конференция руководства Управления Росреестра по Алтайскому краю, посвященная юбилейным датам Росреестра и итогам деятельности ведомства за первый квартал 2018 года.

2018 год ознаменован двумя юбилейными датами: 20 лет современной системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и 10 лет со дня создания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, объединившей компетенции трех ведомств - Роснедвижимости, Роскартографии и Росрегистрации.

«Управлением Росреестра по Алтайскому краю вслед за законодательством, регламентирующим сферу деятельности, пройден длительный путь становления и развития, - отметила заместитель руководителя Упарвления Елена Бандурова. - За прошедшее время в разы сокращен срок осуществления учетно-регистрационных действий. Функции по приему (выдаче) документов в целях получения государственных услуг Росреестра отделены от непосредственной деятельности органа регистрации прав, а государственная регистрация прав и кадастровый учет, наоборот, сосредоточены в одних руках, став исключительным полномочием государственного регистратора».

Вопреки действовавшей на протяжении последних 3 лет общей тенденции снижения активности заявителей по итогам 1 квартала  2018 года отмечено увеличение количества поступивших заявлений об осуществлении учетно-регистрационных действий. Общее их количество составило 127290 (в числе которых подавляющая часть - заявления о государственной регистрации прав (113012 или 88,8%, 9400 или 7,4% - заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета). В сравнении с 1 кварталом 2017 года рост заявлений составил 12,1%. Увеличение произошло по всем видам поступивших заявлений, в том числе о государственной регистрации прав на 7,6%, об осуществлении государственного кадастрового учета на 21,3%, принятых по принципу «одного окна» на 19,6%.

В 2018 году продолжился начавшийся в 2017 году рост числа зарегистрированных договоров долевого участия в строительстве и составил – 1860 за I квартал (1116 – I кв.2017). Также увеличилось количество регистрационных записей об ипотеке жилья на основании закона - с 4275 до 5623. Увеличение количества договоров долевого участия в строительстве и регистрационных записей об ипотеке жилья на основании закона составило 40% и 24% соответственно.

Внедрены и успешно функционируют бесконтактные технологии общения с заявителями - сервисы, позволяющие представлять документы на государственную регистрацию прав, кадастровый учет, получать необходимые сведения в электронном виде. В 1 квартале 2018 года продолжился рост заявлений о совершении учетно-регистрационных действий, поданных в электронном виде. Если за период с января по март 2017 года от заявителей поступило 3234 заявления в электронном виде (2,8% от общего количества заявлений), то по итогам 1 квартала 2018 года число таких заявлений превысило 12 тысяч и составило 9,6%.

Согласно статистическим данным в 1 квартале 2018 года число поступивших запросов о предоставлении сведений ЕГРН составило 260821, а число предоставленных по таким запросам выписок и справок из ЕГРН, копий документов и др. - 263678.

Отдельно заместитель руководителя ведомства остановилась на реализации закона о «лесной амнистии», отметив, что регион входит в пятерку лидеров, активно работающих в этом направлении. На сегодняшний день в крае нормы «лесной амнистии» применены более чем в 300 случаях.

В прошлом году был принят закон о «лесной амнистии», позволяющий урегулировать проблемы, связанные с пересечениями границ земельных участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий. Основная цель закона - защитить права собственников. В этом году «лесная амнистия» заработала в полной мере. В Алтайском крае более 185 тысяч лесных участков, при этом регион входит в пятерку лидеров, активно работающих в рамках «лесной амнистии». Подробно о применении этого закона рассказала Елена Бандурова, заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю.

- Почему возникла необходимость введения и применения «лесной амнистии»? И как долго будут действовать нормы этого закона?

- Закон о «лесной амнистии» вступил в силу 11 августа 2017 года. Почему возникла такая необходимость? Данные о земельных участках, об их категории, разрешенном использовании - все это содержится в разных реестрах. В сведениях указанных реестров возникли определенные противоречия. Одна из целей введения «лесной амнистии» - устранение этих противоречий. Но это не самое главное. Первостепенная задача - защита прав собственников земельных участков. Очень часто бывали случаи, когда садоводы, много лет возделывавшие свои огороды в садовом товариществе, не подозревали о том, что по документам это земли лесного фонда. Для того, чтобы каким-то образом защитить права граждан и юридических лиц на эти земельные участки, была введена «лесная амнистия». Пресекательного срока действия этого закона не установлено. В настоящее время он работает, и мы применяем его на практике - на сегодняшний день нормы «лесной амнистии» применены более чем в 300 случаях.

- Придется ли человеку, купившему участок в 90-е годы, передвигать свой забор, если границы его дачного участка пересекаются с лесным?

- Если право на садовый участок возникло до 1 января 2016 года и есть пересечение с лесным участком, то в этой ситуации не нужно проводить межевание, потому что специалисты Росреестра внесут изменения самостоятельно: в рамках «лесной амнистии» границы лесного участка будут изменены в пользу дачного. Это одна из возможных ситуаций. Возникают и другие коллизии, когда садовый участок, на котором много лет человек работает и отдыхает, находится на землях лесного фонда. В этой ситуации сотрудники Управления Росреестра могут самостоятельно изменить вид разрешенного использования, из земель лесного фонда на категорию «для ведения садоводства», при условии, что участок предоставлен до 8 августа 2008 года.

- Существует публичная кадастровая карта на портале Росреестра, сможет ли обычный гражданин увидеть на ней пересечение границ дачного и лесного участков?

- Да, на кадастровой карте собственник сможет увидеть пересечение границ своего земельного участка, при условии, если эти границы установлены. Есть такое понятие как постановка на кадастровый учет в декларативном порядке, то есть без установления границ, в этой ситуации увидеть пересечение не удастся.

- Если границы базы отдыха пересекаются с лесными, вправе ли воспользоваться «лесной амнистией» юридическое лицо?

- Да. Ограничений по субъектам нет, закон распространяется как на граждан, так и на юридических лиц. Вопрос только в дате оформления прав на участок.

- Куда необходимо обращаться за уточнением границ своего участка гражданам и руководителям организаций?

- Что такое уточнение границ? Это проведение работ на местности: определение координат, местоположения и площади земельного участка. Это так называемые кадастровые работы, их проводят кадастровые инженеры на условиях договора подряда. Список инженеров, которые работают, в том числе, в Алтайском крае, находится на портале Росреестра. Конечный результат этого процесса - межевой план земельного участка. Межевой план подается в МФЦ с заявлением, затем документы отправляются к специалистам Управления Росреестра по Алтайскому краю, здесь и принимают решение об уточнении границ земельного участка.

- Можно ли эти документы подать в электронном виде?

- На сегодняшний день все услуги Росреестра возможно получить именно в электронном виде при условии наличия электронно-цифровой подписи. Удобство в том, что в электронном виде можно подать документы в любое время дня и ночи, находясь в любом городе нашей страны. Кроме того, если говорить про регистрацию, то документы, поданные в электронном виде, обрабатываются в сокращенный срок за один рабочий день, также еще один бонус - пониженная сумма госпошлины для граждан.

- Где наиболее успешно реализуется «лесная амнистия» в Алтайском крае?

- Это Алтайский и Смоленский районы, где много лесных участков.

- Что делает управление Росреестра для оперативного решения вопроса о пересечении границ?

- Изначально сформирован список всех пересечений земельных участков с лесными. Для того чтобы работать на опережение, не ждать когда к нам обратятся граждане или юридические лица, мы создали две рабочие группы. В одной из групп Росреестр работает совместно с Управлением лесами Минприроды Алтайского края и Департаментом лесного хозяйства по СФО. На заседаниях рабочей группы рассматривается пересечение границ поэтапно. Где есть возможность применения «лесной амнистии» - это делается, не дожидаясь заявления гражданина или юридического лица, то есть правообладателя.

- Необходимо ли межевать участки, чтобы совершить сделку?

- У нас есть тысячи земельных участков без границ, с так называемой декларированной площадью. И если правообладатели таких участков как-то захотят ими распорядиться, нет оснований для отказа в совершении сделки. Тем не менее, установить границы земельного участка нужно, потому что во всем должен быть порядок. Четкие границы, четкая площадь. Помимо государственной регистрации прав и кадастрового учета, Управление осуществляет государственный земельный надзор. И очень часто к нам поступают обращения граждан о том, что сосед незаконно передвинул забор или захватил землю общего пользования и т.д. По таким обращениям проводятся проверки. И конечно, за основу берутся первоначальные документы. Порой выезжаешь на место, ни у заявителя, ни у «нарушителя» нет границ на местности и не понятно кто чьи права нарушил. Чтобы такого не было, необходимо установить легитимные границы.

Вопрос: "Каким образом с помощью сети Интернет можно узнать границы своего земельного участка?", Сергей Тимошенко, г. Славгород

Отвечает Алексей Горяйнов, исполняющий обязанности начальника отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росрееестра по Алтайскому краю:

- Сейчас довольно просто получить сведения об объекте недвижимости любому человеку. Для этого достаточно воспользоваться общедоступным Интернет-ресурсом - публичной кадастровой картой (http://pkk5.rosreestr.ru). Перейдя по указанной ссылке, необходимо внести адресные данные интересуемого объекта, и тогда на Ваш запрос программа выдаст необходимые сведения, касающиеся объекта недвижимости. Сведения об объекте недвижимости посетитель ресурса получит мгновенно и бесплатно.

Вопрос: "Куда обращаться, если часть моего участка "захвачена" соседями?», Сергей Новак, Табунский район

Отвечает Родион Абсалямов, заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю:

- Согласно Земельному Кодексу РФ пользоваться и распоряжаться земельным участком по своему усмотрению могут только его собственники. Контролируют выполнение этого правила различные госорганы, в том числе Управление Росреестра. Захват земельного участка очень распространенное правонарушение, причем, иногда собственники не знают об этом факте, но бывает и намеренно возводят ограждения, чтобы "захватить" территорию. Захват - это самоуправное завладение участка земли любым лицом - физическим или юридическим, которое приносит урон экономике, вред землепользователям, собственникам, владельцам. Самовольное использование "ничейной" земли - это тоже захват. Настоящий владелец вправе предъявить любые требования к «захватчику».

Конечно, при незаконном использовании земли соседом, желательно попытаться решить спор мирным путем. Если этого не удалось достичь, обращайтесь в орган местного самоуправления или в территориальный отдел управления Росреестра.

Вопрос: «Какова ответственность за самовольный захват земли?», Марина Смирнова, г. Славгород

Отвечает Родион Абсалямов, заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю:

- Решение о назначении штрафа принимают уполномоченные сотрудники Росреестра. Основное наказание за захват – административная ответственность. Правонарушителю начисляется штраф. Минимальная сумма штрафа - 5000-10000 рублей для физических лиц и до 200000 рублей - для юридических лиц.

Вместе с тем вопросы, связанные с незаконным захватом земли, также рассматриваются в суде.

Наказания за незаконное нарушение прав собственности на участок и его захват - серьезные. Поэтому, если нужна земля, лучше узнать, как оформить собственность по закону, чтобы не иметь проблем и не нести убытки.

Вопрос: "Что такое «ранее учтенный» земельный участок и почему стоит зарегистрировать на него права в Росреестре?", Тамара Перевалова, Немецкий национальный район

Отвечает Алексей Горяйнов, исполняющий обязанности начальника отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росрееестра по Алтайскому краю:

- Ранее учтенными объектами недвижимого имущества, в том числе земельные участки, считаются такие объекты, технический учет и государственный учет которых, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признаны юридически действительными. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в установленном порядке, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Если участок не проходил процедуру межевания, то в Едином государственном реестре недвижимости данный земельный участок будет учтен без границ, с декларированной (не точной) площадью. Для внесения сведений о границах необходимо провести кадастровые работы и представить в орган регистрации прав межевой план.

Процедура это нужная: если неизвестны точные границы участка, то рано или поздно с этим возникнут проблемы. В судах большое количество дел по спорам о границах участков. Встречаются и случаи мошенничества, когда продают чужие земельные участки, пользуясь отсутствием сведений об их точном местоположении.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Внесение в кадастр сведений о границах является гарантией прав собственников и сводит к минимуму возникновение земельных споров.

Информацию о наличии/отсутствии сведений о границах земельных участков можно увидеть на общедоступном Интернет-ресурсе - публичной кадастровой карты (http://pkk5.rosreestr.ru).

С 23 апреля стартовала акция «Росреестр-ветерану», которую проводят Управление Росреестра по Алтайскому краю совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) для ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных.

Накануне праздника в максимально короткие сроки проведены учетно-регистрационные действия в Ребрихинском отделе  Управления для вдовы ветерана Великой Отечественной войны Татьяны Семеновны Башмаковой, а также в межмуниципальном Каменском отделе - для жительницы села Баево Александры Петровны Ахметхановой - узницы фашизма, и в г. Камне-на-Оби для Нины Яковлевны Бетенёвой - жительницы блокадного Ленинграда.

Всем правообладателям документы были вручены в торжественной обстановке с теплыми поздравлениями с Днем Победы и вручением цветов. 

Управление Росреестра по Алтайскому краю также продолжает консультировать и оказывать помощь ветеранам (вдовам ветеранов) Великой Отечественной войны в оформлении документов для регистрации прав на жилые помещения, приобретаемые с использованием средств господдержки в 2018 году.

Консультации можно получить в межмуниципальных, территориальных отделах Управления Росреестра по Алтайскому краю и у специалистов отделов в г. Барнауле:

8 (38568) 5-29-86 (Виктор Юхримович Щука, главный специалист – эксперт Межмуниципального Славгородского отдела  Управления Росреестра по Алтайскому краю);

8 (3852) 34-19-45 (Светлана Михайловна Патудина, заместитель начальника отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения, регистрации земельных участков);

8 (3852) 29-17-75 (Елена Александровна Пилëвина, главный специалист-эксперт отдела регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения,  регистрации земельных участков).

Напомним, что до конца мая в крае действует акция «Росреестр-ветерану», все учетно-регистрационные действия для ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных, будут проведены в максимально сжатые сроки.

В канун празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне Управлением Росреестра по Алтайскому краю проведен субботник на территории Барнаульского дома-интерната для престарелых и инвалидов (ветеранов войны и труда). 

Более десяти лет находится здесь ветеран войны Владимир Иванников. С 2006 года он высаживает на территории усадьбы сосны. В настоящее время их уже 30 штук - целая аллея памяти ветеранов войны и труда. Преклонный возраст не позволяет Владимиру Иванникову по-прежнему в полной мере заботиться о деревьях, поэтому помощь сотрудников Росреестра по очистке территории после зимы оказалась очень кстати. За оказанную помощь по уборке территории участникам субботника вручена Благодарность директора дома-интерната.

Члены Молодежного совета при Управлении не только помогли навести порядок в помещении и на прилегающей территории дома-интерната, но и  тепло поздравили ветеранов с наступающим праздником Днем Победы, вручили букеты цветов.

А сотрудники межмуниципального Бийского отдела Управления  организовали уборку территории и помощь по хозяйству Людмиле Казанцевой, одинокой  женщине из категории «дети войны».

Напомним также, что Управление активно реализует акцию «Росреестр-ветерану»:  до 30 мая 2018 года учетно-регистрационные действия для ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных, будут проведены в максимально сжатые сроки.