Информация:

Памятка о регистрации на портале госуслуг РФ

Новости Росреестра

РуководительУправления Росреестра по Алтайскому краю Юрий Калашников принял участие в форуме Правительства (прямой линии) на официальном сайте Алтайского края по теме «Единый закон: новшества в сфере регистрации прав на недвижимость в Алтайском крае».

За время проведения прямой линии в адрес руководителя Управления в режиме онлайн поступило 33 вопроса, что в очередной раз подтверждает высокий интерес жителей края к деятельности ведомства.

Прежде всего, граждан интересовали вопросы, связанные с электронными сервисами Росреестра, возможностями «Личного кабинета правообладателя»; взаимодействием Росреестра с КАУ «МФЦ Алтайского края»; регистрацией прав на новый объект недвижимого имущества - машино-место; новшествами в сфере долевого строительства; процедурой оформления в собственность садовых домикови др.

Подробнее ознакомиться с материалами форума с участием Ю.В. Калашникова может любой желающий по данной ссылке: http://www.altairegion22.ru/public_reception/on-line-topics/17137/#add_question_form

Интересы Управления Росреестра по Алтайскому краю[1] представляются в судах по различным направлениям деятельности. На сегодняшний день наиболее актуальная категория споров в судебной деятельности ведомства связана с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков. Единообразная судебная практика по данному вопросу в Алтайском крае уже сложилась.

Представляя свои интересы, Управление участвует в делах об обжаловании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости[2], а также об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости. Во всех указанных спорах Управление процессуально выступает в качестве административного ответчика.

Так, в 1 квартале 2017 года Алтайским краевым судом было рассмотрено более 300 судебных дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости и лишь несколько судебных дел, связанных  с обжалованием решений комиссии.

Какова же судебная практика по данным делам?

По спорам, связанным с оспариванием результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости, практически всегда суд встает на сторону административных истцов и удовлетворяет заявленные требования. Противоположная ситуация наблюдается при рассмотрении споров, связанных с обжалованием именно решений комиссии, - нет ни одного судебного дела, вынесенного в пользу административных истцов.

Почти во всех административных исках, связанных с обжалованием решений комиссии административные истцы впоследствии уточняли свои требования на «установление кадастровой стоимости в размере рыночной на тот или иной земельный участок», кроме того, они также отказывались от требований в части обжалования решений комиссии.

Поскольку основной целью административного истца по данным категориям дел является именно установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, полагаем, что в рамках обжалования решений комиссии достичь такую цель вряд ли возможно. Как свидетельствует судебная практика, даже в случае признания решения комиссии незаконным, на нее возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Таким образом, велика вероятность вынесения нового, отрицательного решения комиссии по такому заявлению, что, естественно, не в интересах заявителя. Более разумным и эффективным в такой ситуации будет не оспаривать решение комиссии, а, в случае получения отрицательного ответа, сразу обращаться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Такой подход к достижению поставленной цели поможет заявителю сэкономить средства, силы и время.

Управление Росреестра обращает также внимание, что конечный выбор - оспаривать или не оспаривать кадастровую стоимость земельного участка - остается правом конкретного лица, и каждый случай такого оспаривания индивидуален.



[1] Далее - Управление

[2] Далее - Комиссия

Управление Росреестра по Алтайскому краю напоминает органам государственной власти и местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам о необходимости соблюдения требований земельного законодательства. За нарушение таких требований предусмотрена ответственность.

Государственный земельный надзор осуществляется Управлением в форме:

  • проведения плановых и внеплановых проверок (документарная и (или) выездная);
  • принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • проведения административного обследования объектов земельных отношений;
  • анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.

Переченьактов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в ходе проведения мероприятий по госземнадзору, утвержден Приказом Росреестра от 23.11.2016 № П/0569[1]. Данный перечень размещен на официальном сайте Росреестра.

Основными нарушениями требований земельного законодательства являются самовольное занятие земельного участка и использование земельного участка не по целевому назначению.

Если документов на земельный участок нет, а объект находится в пользовании, налицо явные признаки нарушения статьи 7.1 КоАП «Самовольное занятие земельного участка». Для привлечения к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершенно не обязательно «захватывать» никем не занятые территории, достаточно даже незначительного нарушения границ земельного участка и координат характерных точек. Такие нарушения могут произойти во время строительства, при установке забора или ограждении территории.

Кроме того, можно приобрести земельный участок с уже имеющимися постройками, которые находятся за положенными границами участка. Ответственность предусмотрена как за активные действия, направленные на занятие земельного участка, так и в результате использования уже занятой территории без предусмотренных на это прав.

Собственник земельного участка должен использовать его по целевому назначению таким образом, чтобы не наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования. Вместе с тем, для использования земельного участка с иным целевым назначением необходимо внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Только после внесения изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением.

Административная ответственность за такое нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ ивлечет наложение административного штрафа. Размер штрафа при этом является существенным, так как напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка.

Управление Росреестра по Алтайскому краюнастоятельно рекомендуетсобственникам земельных участков удостовериться, что постройки, ограждения, элементы благоустройства, ограничивающие доступ на территорию, находятся в границах земельного участка, а также проверить соответствие целевого назначения земельного участка фактической деятельности на нем.

При выявлении нарушений стоит принять своевременные меры для их устранения во избежание административной ответственности.



[1] «Об утверждении перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля)».

Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

 

Виды административных нарушений

Размеры административных штрафов с 20.03.2015 (Федеральный закон

п/п

 

 

№46-ФЗ от 08.03 2015)

 

 

 

кадастровая стоимость земельного участка

кадастровая стоимость

 

 

определена

земельного участка не определена

1.

Статья 7.1. Самовольное занятиеземельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим

на граждан

от 1 до 1,5 процентакадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей;

на граждан

от 5 тысяч до 10 тысячрублей

 

предусмотренных законодательством РФ

на

от 1,5 до 2 процентов

на

от 20 тысяч до

 

прав на указанный земельный участок

должностных

кадастровой стоимости

должностных

50 тысячрублей

 

Примечание: За админ. правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

лиц

земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

лиц

 

 

на

от 2 до 3 процентов

на

от 100 тысяч до

 

юридических

кадастровой стоимости

юридических

200 тысяч

 

лиц

земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей

лиц

рублей

2.

Статья 7.34. Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность

на юридических лиц

от 20 тысяч до 100 тысяч рублей

 

 

3.

Статья 8.8. часть 1.  Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной

на граждан

от 0,5 до 1 процентакадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тысяч рублей

на граждан

от 10 тысяч до 20 тысячрублей

 

 категории земель и (или) разрешенным

на

от 1 до 1,5 процента

на

от 20 тысяч до

 

использованием, за исключением случаев,

должностных

кадастровой стоимости

должностных

50 тысяч рублей

 

предусмотренных частями 2 и 3 настоящей

лиц

земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей

лиц

 

 

статьи

на

от 1,5 до 2 процентов

на

от 100 тысяч до

 

 

юридических

кадастровой стоимости

юридических

200 тысяч

 

 

лиц

земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей

лиц

рублей

4

Статья 8.8. часть 3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом

на граждан

от 1 до 1,5 процентакадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей

на граждан

от 20 тысяч до 50 тысячрублей

 

на должностных лиц

от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей

на должностны х лиц

от 50 тысяч до 100 тысячрублей

 

на юридических лиц

от 3 до 5 процентовкадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 тысяч рублей

на юридическихлиц

от 400 тысяч до 700 тысячрублей

5.

Статья 8.8. часть 4.  Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

на граждан

от 20 тысяч до 50 тысячрублей

 

на должностных лиц

от 100 тысяч до 200 тысяч рублей

 

на юридических лиц

от 200 тысяч до 400 тысячрублей

6.

Статья 19.5 часть 25. Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства

на граждан

от 10 тысяч до 20 тысячрублей

 

на должностных лиц

от 30 тысяч до 50 тысячрублей илидисквалификацию на срок - до трех лет

 

на юридических лиц

от 100 тысяч до 200 тысячрублей

7.

Статья 19.5 часть 26. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи

на граждан

от 30 тысяч до 50 тысяч рублей

 

на должностных лиц

от 70 тысяч до 100 тысячрублей или дисквалификацию на срок до трех лет

 

па юридических лиц

от 200 тысяч до 300 тысячрублей

 

23 мая2017 года с 14.00 до 15.00 часов руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю Юрий Викторович Калашников примет участие в форуме Правительства (прямой линии) на официальном сайте Алтайского края.

Жители региона могут задать интересующие вопросы и получить ответы на них в режиме on-line, тема форума - «Единый закон: новшества в сфере регистрации прав на недвижимость в Алтайском крае».

В частности, в рамках прямой линии Юрий Калашников будет готов ответить на вопросы, связанные с электронными сервисами Росреестра, возможностями «Личного кабинета правообладателя»; взаимодействием Росреестра с КАУ «МФЦ Алтайского края»; регистрацией прав на машино-место; новшествами в сфере долевого строительства; процедурой оформления в собственность садовых домикови др.

Для обращения к руководителю ведомства необходимо на сайте www.altairegion22.ru зайти в раздел «Главная – Обращения граждан – Все форумы» и выбрать участника, рядом с темой нажать на кнопку «Задать вопрос». Посетители сайта могут прислать свои вопросы заранее или непосредственно во время проведения прямой линии.

В честь 72-й годовщины Дня ПобедыУправление Росреестра по Алтайскому краю совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) в период со 2 по 31 мая проводят акцию для ветеранов, вдов ветеранов Великой Отечественной войны, детей войны и приравненных к ним лиц.

В рамках акции услуги по регистрации прав собственности на недвижимое имущество, осуществление кадастрового учёта для вышеуказанной категории граждан и лиц, действующих по доверенности, будут оказаны в кратчайшие сроки. Срок предоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости в  течение мая сокращен Филиалом до 1 рабочего дня.

Для получения государственных услуг нужно обратиться в действующие на территории края офисы КАУ «МФЦ Алтайского края» или Кадастровой палаты.

Обращаем внимание: в рамках выездного обслуживания ветераны Великой Отечественной войны могут получить услуги в сфере кадастрового учета и регистрации права, не выходя из дома, оформив заявку на бесплатный выезд специалистов Росреестра по телефону 8 (38568) 5-55-72.Специалисты осуществят выезды к месту проживания ветерановне только для того, чтобы принять все необходимые документы для регистрации права собственности или постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, но и вручить уже готовые документы заявителю.

Кроме того, напоминаем, что Управление Росреестра по Алтайскому краю продолжает консультировать и оказывать помощь ветеранам (вдовам ветеранов) Великой Отечественной войны в оформлении документов для регистрации прав на жилые помещения, приобретаемые с использованием средств господдержки в 2017 году.

Консультацию можно получить в Межмуниципальном Славгородском отделе Управления Росреестра по Алтайскому краю по адресу: г.Славгород, ул. Ленина, 134/1 и по телефонам: 8 (38568) 5-00-01, 5-29-85, а также в МРО №6 ФГБУ «ФКП Росреестра» по адресу: г.Славгород, ул. Урицкого, 165, телефон для справок: 8 (38568) 5-55-72.

Кроме, того по всем вопросам проводимой акции «Росреестр - ветерану» работает телефон «горячей линии» в г. Барнауле 8 (3852) 50-20-97 и справочной службы 8 (3852) 50-38-50.