С 29 июня 2021 года правообладатели смогут в формате «одного окна» поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право на ранее учтенный объект недвижимости, причем сделать это можно будет без уплаты госпошлины.

«Вступающий в силу Федеральный закон 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает процедуру выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, - говорит Людмила Докукина, начальник отдела государственной регистрации недвижимости №1 Управления. - Этот документ направлен также на то, чтобы граждане, чьи права на недвижимость возникли  до 1 января 1998 года, но сведения об объектах не внесены в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) смогли полноценно оформить право собственности и в полной мере распоряжаться имуществом». По словам барнаульского риэлтора Оксаны Клипенштейн, к ней обратилась женщина, желающая продать свою квартиру, но из правоустанавливающих документов у нее на руках были только договор о приватизации и технический паспорт на объект недвижимости. «Когда мы обратились в МФЦ, стало ясно, что объект не стоит на кадастровом учете, - рассказывает Оксана Клипенштейн. – Понятно, что продавать квартиру можно только после регистрации и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости. Если эти процедуры запустить параллельно, то клиент сэкономит время, и мы быстрее выйдем на сделку». В целом, закон призывает всех внимательно отнестись к  документам на недвижимое имущество, привести их в порядок, зарегистрировать собственность. В тексте документа прописаны рекомендации по выявлению собственников всех неоформленных или брошенных объектов недвижимости, по которым в Росреестре нет никакой информации, как о самих объектах, так и об их правообладателях.

25 июня 2021 года с 09.00 до 12.00 часов эксперты Кадастровой палаты Алтайского края ответят на вопросы жителей региона об исправлении технических ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Как в любом информационном ресурсе, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕРГН) могут содержаться технические ошибки. Встречаются они не часто, но и их возможность нельзя исключать. Под технической ошибкой понимается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка, либо подобная ошибка, допущенная регистрирующим органом и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых в ЕГРН вносилась информация.

- Что делать собственнику, обнаружившему неточности?

- С чего начать активные действия?

- Как внести изменения в сведения ЕГРН?

- Куда обратиться за исправлением ошибки?

- Как происходит исправление технической ошибки в ЕГРН?

На эти вопросы жители Алтайского края получат консультации в рамках «горячей» телефонной линии 25 июня с 09.00 до 12.00 часов. Эксперты Кадастровой палаты Алтайского края ответят на звонки по телефону 8 (3852) 55-76-59 + короткий добавочный номер 7171.

Общественный совет при Росреестре взял курс на расширение регионального взаимодействия. Руководитель ведомства Олег Скуфинский подчеркнул значимость участия членов Общественного совета при Росреестре в экспертизе документов, направленных на стратегическое планирование развития отрасли и деятельности службы. По его словам, взаимодействие с профессиональным сообществом повышает уровень открытости и качество предоставления услуг гражданам.

Елена Мартынова, заместитель руководителя ведомства, секретарь Совета отметила: «Совместно со специалистами Росреестра члены Общественного совета принимают активное участие в работе комиссий и реализации принципа открытости. Сейчас мы нацелены на расширение взаимодействия и создание объединения региональных общественных советов».

Отметим, что в состав Общественного совета при Управлении Росреестра по Алтайскому краю входят представители различных профессиональных сообществ: кадастровые инженеры, риэлторы, застройщики, руководители профильных комитетов АлтТПП (Алтайской торгово-промышленной палаты), а также представители крупнейших учебных заведений края. Общественный совет при Алтайском Росреестре готов работать в формате взаимодействия с другими региональными советами. Юрий Фриц, председатель правления Алтайского союза предпринимателей, председатель Общественного совета при Управлении Росреестра по Алтайскому краю отмечает, что площадка ведомства позволяет не только обсуждать актуальные вопросы взаимодействия бизнеса и власти, но также дает возможность оперативно подойти к решению той или иной проблемы комплексно с использованием алгоритма межведомственного взаимодействия. «Было бы интересно взаимодействовать и с коллегами из других регионов», - говорит Юрий Фриц.

Являясь органом по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, Управление Росреестра по Алтайскому краю реализует полномочия, предоставленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в части привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности.

По закону арбитражный управляющий обязан действовать в интересах кредиторов и делать все, чтобы пополнить конкурсную массу. На деле ситуация может развернуться совершенно в противоположную сторону. Когда арбитражный управляющий выполняет свою работу некачественно, страдают и должники, и кредиторы.

Так большинство поступивших в Управление обращений на действия арбитражных управляющих в 2020 году составляют обращения физических лиц - 163, от юридических лиц поступило 104 жалобы.

Количество жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих поступивших в 2020 году, увеличилось на 20%. То есть, если управляющий затянул сроки это готовое основание для жалобы в Росреестр.

В Арбитражный суд Алтайского края в 2020 году, направлено 73 заявления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности, что на 82,5%  больше чем в 2019 году.

По заявлениям Управления Арбитражным судом Алтайского края вынесено 23 решения о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в виде предупреждения, 5 решений о наложении административного штрафа, 3 решения о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности с назначением наказания в виде  дисквалификации. В 23-х случаях, совершенные арбитражными управляющими административные правонарушения были признаны малозначительными.

В Алтайском крае продолжается масштабная работа по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) данных об объектах культурного наследия. За 2020 год и 5 месяцев 2021 года специалисты Кадастровой палаты и Росреестра включили в ЕГРН около 1,5 тыс. сведений об объектах, представляющих историческую и культурную ценность для региона.

За последние 1,5 года реестр недвижимости Алтайского края пополнился сведениями о 231 объекте культурного наследия, 486 территориях объектов культурного наследия и 840 зонах охраны объектов культурного наследия. По состоянию на 1 июня 2021 года в ЕГРН содержалось более 2,7 тыс. сведений о памятниках истории и культуры Алтайского края.

«Недвижимость, представляющая ценность с точки зрения истории, архитектуры, искусства, признается объектами культурного наследия. Такие объекты являются предметом гордости, достоянием региона и страны в целом, помогают будущим поколениям изучать историю и культуру. Немаловажна роль объектов культурного наследия в развитии туризма и связанных с ним бизнес-проектов. Вот почему необходимо охранять такие объекты. Так, в минувшем году реестр недвижимости пополнился сведениями о территориальных зонах и территориях объектов культурного и археологического наследия, известных далеко за пределами Алтайского края - Денисовой пещере, зданиях Колыванской шлифовальной фабрики, комплексе зданий сереброплавильного завода в г. Барнауле, доме Полякова и Яковлева, доме Шадрина и др.», - сообщил директор Кадастровой палаты Алтайского края Дмитрий Комиссаров.

Одна из мер сохранения объектов культурного наследия - установка зон охраны, определение территорий и внесение сведений об их границах в ЕГРН. Наличие в ЕГРН этой информации позволяет четко определить принадлежность земельного участка к той или иной территориальной зоне, определить его разрешенное использование и назначение объекта недвижимости.

Достаточно часто исторические здания находятся в собственности или аренде. В них  располагаются жилые или офисные помещения, банки, кафе, магазины, больницы, учебные заведения и т.д. Арендаторы и собственники таких помещений должны соблюдать ряд требований по сохранению облика используемого объекта, установленных в охранном обязательстве. Немаловажную роль в этом процессе играет наличие в ЕГРН полных и достоверных сведений о нём.

Именно поэтому постановка на учет объектов культурного наследия, их территорий и охранных зон входит в число приоритетных направлений деятельности государственных органов, как с точки зрения сохранения таких объектов для будущих поколений, так и оптимизации процедуры выделения земельных участков на прилегающих территориях. Своевременное внесение в ЕГРН полных и достоверных сведений об объектах культурного наследия позволяет предотвратить нарушение законодательства при планировании застройки территорий и предоставлении земельных участков органами местного самоуправления.

Проверить, входит ли конкретный земельный участок в зону охраны или защитную зону объекта культурного наследия можно с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта». Общедоступные сведения об объектах недвижимости можно получить, заказав выписку из ЕГРН через онлайн-сервис Федеральной кадастровой палаты или на официальном сайте Росреестра. Такой документ является источником достоверной и объективной информации о недвижимости и имеет юридическую силу.

Органы местного самоуправления по всей России проводят глобальную работу по оформлению прав граждан на недвижимое имущество. Работа проходит в нескольких направлениях. В рамках текущей деятельности по заявлениям администраций осуществляется государственный кадастровый учет новых строений, государственная регистрация прав на них, а также государственная регистрация прав на объекты недвижимости, возникших на основании сделок с органами местного самоуправления.

Мероприятия по учету и оформлению прав также проводятся в отношении отдельных категорий объектов недвижимости. Например, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.

В числе прочего, осуществляются мероприятия в целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, технический учет или государственный учет которых осуществлен до 01.03.2008 (до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ранее учтенные объекты недвижимости).

Новое направление деятельности органов местного самоуправления открыто Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518-ФЗ), дата вступления в силу 29.06.2021. Данный федеральный закон предусматривает процедуру выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, и внесение записей о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в качестве дополнительных сведений кадастра недвижимости.

В указанных целях местные администрации уполномочены получать широкий спектр информации, от правоустанавливающих документов на недвижимость до паспортных данных и прописки правообладателя, в различных ведомствах (в том числе, у нотариусов, органов ЗАГС, полиции, Пенсионного Фонда России, ФНС России). Также администрация в обязательном порядке обратится к гражданам (через официальное опубликование, интернет, информационные щиты) с просьбой сообщить данные о правообладателе объекта недвижимости.

Вместе с тем, работы в рамках Закона № 518-ФЗ собственно государственную регистрацию прав не затрагивают. В ходе данных мероприятий по заявлению органа местного самоуправления, решению администрации о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и иных документов в кадастр недвижимости ЕГРН вносятся сведения о ранее учтенном объекте недвижимости (при их отсутствии) и о его правообладателе, что не является государственной регистрацией прав и не препятствует ее осуществлению в общем порядке.  Во избежание внесения в ЕГРН ошибочных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости реальный правообладатель вправе обратиться в регистрирующий орган с целью внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН (если сведения об объекте отсутствуют в ЕГРН) и государственной регистрации прав на него. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на объекты недвижимости, права на которые возникли до 31.01.1998 и не зарегистрированы в установленном законом порядке, является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в ЕГРН в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Кроме того, если здание (строение, сооружение) фактически прекратило свое существование, однако сведения о нем до сих пор являются актуальными в ЕГРН, орган местного самоуправления вправе обратиться с заявлением о снятии такого объекта с государственного кадастрового учета. Указанные мероприятия направлены на упорядочение отношений в сфере оборота недвижимого имущества. Качество и полнота данных ЕГРН существенным образом оказывают влияние на инвестиционную, экономическую и социальную повестку регионов. Однако, как указано, данные мероприятия позволяют достигнуть не только общий положительный результат, но и оказать помощь в оформлении прав на недвижимость конкретным людям. В этой связи Росреестр утвердил и реализует «федеральную дорожную карту» по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями. Также в каждом регионе, в том числе, в Алтайском крае, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждены местные «дорожные карты» по указанной тематике. Алтайский край готов к успешному выполнению данных мероприятий, граждане (представители организаций) могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросам оформления прав на недвижимость и внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и их правообладателях.

Анализ обращений, поступающих в Управление Росреестра по Алтайскому краю, показывает, что все больше заявителей предпочитают пользоваться электронными сервисами для обращений, нежели направлять их обычной почтой. Так, по итогам 2020 года около 44% поступающих в Управление обращений были направлены по сети «Интернет», за 1 квартал 2021 года их доля составила 41%. Положительная динамика очевидна.  

С учетом решений по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и ограничению приема документов возможность обращений через электронные сервисы приобретает важнейшее значение для граждан и организаций. В условиях тяжелой эпидемиологической обстановки Управление Росреестра по Алтайскому краю продолжает прием обращений, их можно подать одним из следующих способов[1]:

  • в письменном виде по почте;
  • в письменном виде по электронной почте;
  • путем заполнения специальной формы на официальном сайте Росреестра;
  • через информационную систему, обеспечивающую процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • через Ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра;
  • оставив свой отзыв на сайте «Ваш контроль».

Также напоминаем, что заявитель может обратиться в Управление Росреестра по Алтайскому краю с жалобой на нарушение порядка предоставления государственной услуги, в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги,
    у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания для него
    не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;
  • отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных
    в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми
    в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых
    не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

На все возникающие вопросы, специалисты Росреестра готовы ответить  круглосуточно по телефону 8-800-100-34-34 (звонок по России бесплатный).


[1] Информация об организации работы с обращениями в Управлении Росреестра по Алтайскому краю размещена в разделе «Обращения граждан» на официальном сайте Росреестра