Информация:

doc

Памятка

Регистрация на Едином портале государственных услуг Российской Федерации
Размер: 71.93 Кб
Дата: 2016-05-31

Новости Росреестра

В конце мая в Управлении Росреестра по Алтайскому краю состоялся семинар, на котором специалисты отдела государственного земельного надзора ведомства совместно с представителями органов муниципального земельного контроля Барнаула и Новоалтайска  обсудили проблемы соблюдения земельного законодательства.    

В рамках мероприятия заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю Родион Абсалямов выступил с докладом по проблемным вопросам, возникающим при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях, на основании актов органов муниципального земельного контроля. Он обратил внимание на наиболее частые причины, являющиеся основанием для отказа в возбуждении дел и прекращения производства по делам об административных правонарушениях, такие как неверное определение площади нарушения земельного законодательства, недоказанность факта самовольного занятия земельного участка  и нецелевого использования, ненадлежащее уведомление органами муниципального земельного контроля лиц о проводимых проверках, технические ошибки при подготовке актов проверок. 

Больше всего вопросы представителей муниципалитетов касались  точности измерений при сложной конфигурации земельных участков, правильном определении площади нарушений, привлечении органов муниципального земельного контроля при рассмотрении дел в качестве потерпевших. Специалисты алтайского Росреестра ответили на все возникшие вопросы.   

Ведущий специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю Денис Соснин отметил, что необходимо более тщательно отслеживать сведения о правах на проверяемые земельные участки, поскольку не всегда информация актуальна на момент составления акта проверки. Обратил внимание на неполноту материалов проверок органов муниципального земельного контроля, неправильное определение объективной стороны нарушений.

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Саулина довела до сведения присутствующих на семинаре информацию о проведенных ведомством в 2017 году мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении государственного земельного надзора и утвержденной программе профилактики нарушений на 2018 год, обратила внимание на необходимость взаимодействия Управления и органов муниципального земельного контроля при проведении работы по профилактике нарушений обязательных требований.

Специалисты Управления Росреестра по Алтайскому краю и представители органов муниципального земельного контроля, обсудив актуальные вопросы взаимодействия, пришли к обоюдному согласию о необходимости и значимости регулярного проведения таких семинаров в дальнейшем.

Доля отказов при регистрации прав на недвижимость в России в первом квартале упала ниже 1%. Наименьшее число заявлений о приостановлении госрегистрации прав среди регионов России по итогам января-марта зафиксировано в Алтайском крае (0,27%). В тройке регионов с наименьшим количеством решений об отказе Алтайский край (0,13%) занимает третью строчку.

В среднем доля приостановлений и отказов при регистрации права собственности на земельные участки и объекты недвижимости в России составляет 3,59% и 0,69% соответственно.

«Наиболее частая причина отказов и приостановлений – это не представление заявителями всех документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, - комментирует ситуацию Ирина Майдурова, начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Алтайскому краю. - Вторая распространенная причина - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. И третья -  с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо».

Напомним, что Управление Росреестра Алтайского края активно участвует в реализации целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» направленной на повышение эффективности процедуры государственной регистрации прав на имущество и качества регистрационного процесса. Основными целями целевой модели являются создание благоприятных условий для ведения бизнеса в регионе, развитие конкуренции и улучшение инвестиционного климата.

Справка: По данным пресс-службы Росреестра лучшие показатели по итогам января-марта 2018 года по минимальной доле заявлений о государственной регистрации прав, рассмотрение которых приостановлено в Алтайском крае (0,27%), Кабардино-Балкарской Республике (0,43%), Республике Бурятия (0,5%), Орловской области (0,51%), Республике Хакассия (0,63%), Республике Калмыкия (0,7%). За этот период наименьшее количество решений об отказе при регистрации прав принято в Хабаровском крае (0,03%), Кабардино-Балкарской Республике (0,11%), Алтайском крае (0,13%), Нижегородской и Орловской областях (0,14% в каждом из регионов).

Управление Росреестра по Алтайскому краю напоминает, что жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома  с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке  и имеет выход на территорию общего пользования.

Законодательство  не устанавливает каких-либо упрощенных процедур относительно строительства, реконструкции домов блокированной застройки, то есть должны применяться общие правила (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию). Единственным исключением является отсутствие необходимости проведения экспертизы в отношении проектной документации таких объектов. Соответственно, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные жилые дома блокированной застройки должны осуществляться на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является технический план объекта капитального строительства, подготовленный кадастровым инженером по результатам выполнения кадастровых работ.

 Актуальным в учетно-регистрационной практике является вопрос о разделе уже существующего жилого дома на блоки и оформления прав на них.

Одним из возможных вариантов образования жилого дома блокированной застройки из жилого дома является его реконструкция. Документом, удостоверяющим выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие реконструированного объекта капитального строительства необходимым требованиям, в том числе разрешенному использованию земельного участка, является разрешение  на ввод объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, на практике имеют место ситуации, когда жилое здание изначально было построено с признаками жилого дома блокированной застройки, то есть в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требуется.  Подтверждение соответствия объекта признакам жилого дома блокированной застройки в данном случае должно быть отражено в заключении органа местного самоуправления. Копия такого заключения включается в приложение к техническим планам.

Таким образом, независимо от способа образования блоков жилых домов в рассматриваемых ситуациях (в результате реконструкции или без таковой), для оформления жилых домов блокированной застройки в результате раздела жилого дома заявителями должны быть  одновременно представлены заявления о  прекращении прав на исходный объект, о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав жилые дома, являющиеся блоками жилого дома блокированной застройки.

Особо обращаем внимание, что правовой режим блокированных домов предполагает формирование под каждым блоком отдельных земельных участков        с разрешенным использованием «блокированные жилые дома».

Росреестр – бизнесу 27 июня 2018 С 9 – 12 часов г. Славгород, ул. Ленина д. 134/1

В программе: бесплатные юридические консультации по вопросам государственной регистрации и государственного кадастрового учета, презентации «Школы электронных услуг», с предоставлением информационных материалов.

- В чем важность проведения кадастровых работ и для чего необходимы точные значения координат границы земельного участка?

Отвечает Евгений Гергет, заместитель начальника отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Алтайскому краю:

- Полные и точные сведения об объектах недвижимости собственники получают из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который формируют специалисты Росреестра. Одним из важных условий ка­чественного ведения ЕГРН является обеспечение достоверности геодезических и картографических данных об объекте нед­вижимости.

Только геодезические данные могут служить достоверным свидетельством отсутствия гру­бых ошибок в установлении гра­ниц смежных объектов (участков) недвижимости, поставлен­ных на кадастровый учет, или основанием для исправления при их наличии. Собственник недвижимости, получает от исполнителя кадастровых работ обус­ловленные договором подряда необходимые документы, в том числе межевой план, содержа­щий, пожалуй, наиболее важные сведения для правообладателя, значения геодезических ко­ординат точек границы своего участка, и, затем, передает их в установленном порядке в Росреестр для постановки на кадастровый учет и регистрацию прав.

Принимая документы, составленные кадастровыми инженерами, специалисты Росреестра на их основании ставят объект недвижимости на кадастровый учет, юридически закрепив все пара­метры этого объекта: его конфи­гурацию и площадь, местополо­жение в виде значений коорди­нат. После внесения сведений в ЕГРН изменить их можно будет, как правило, только по решению суда.

Росреестр информирует по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, образованный путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае изменения состава участников общей долевой собственности.

В соответствии частью 6 статьи 47 с Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложена в том числе заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав).

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 2407.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон №101- ФЗ) земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Таким образом, состав участников общей долевой собственности на земельный участок, может быть изменен органом регистрации только на основании предоставленного решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копией протокола, которым оформлено решение.

Вступивший в силу с января 2017 года Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления обращаться в Росреестр для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в следующих случаях:

  1. Органы, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
  2. Если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки орган власти обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости. Например, при заключении договоров аренды, купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или при приватизации жилья.

При этом правообладатель не лишен возможности самостоятельно подать заявление о государственной регистрации своего права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки.

Важно отметить, что в данном случае независимо от того, кто выступит заявителем, подлежит уплате госпошлина за государственную регистрацию права, ограничения (обременения) права либо сделки от имени правообладателя.

Если на государственную регистрацию документы подаются представителем органа власти, пакет документов также должен содержать платежный документ об уплате госпошлины от имени и за счет собственных средств правообладателя, за исключением государственной регистрации договора аренды, где орган власти выступает стороной договора.

Кроме того, положениями Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом обеспечивать проведение кадастровых работ, обращения в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. В данном случае речь идет о ранее предоставленных земельных участках.

Представление документов соответствующим органом должно осуществляться преимущественно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта.

Процесс межведомственного электронного взаимодействия регистрирующего органа и государственных органов, органов местного самоуправления направлен на качественное оказание государственных услуг для граждан, обеспечение максимально сокращенных сроков при совершении учетно-регистрационных действий по любым объектам недвижимости: будь то многоквартирный дом или земельный участок садовода-дачника. Кроме того, для физических лиц и индивидуальных предпринимателей в этом случае на 30 процентов уменьшается размер государственной пошлины за регистрацию прав.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона установлено, что за непредставление указанных документов орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

И.о. начальника Межмуниципального Славгородского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю О.А. Комиссарова