Федеральным законом от 13.06.2023 N 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и статью 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" расширен перечень категорий лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.

Предусматривается, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, совершивших преступление, предусмотренное статьей 210.1 УК РФ "Занятие высшего положения в преступной иерархии".

Федеральный закон вступает в силу с 24.06.2023.

За истекший период 2023 года на территории района актов терроризма не зарегистрировано. Между тем, прокуратурой района в деятельности органов местного самоуправления, правоохранительных органов, а также образовательных организаций выявлялись нарушения в сфере противодействия терроризму.

В деятельности образовательных организаций выявлялись единичные факты непринятия надлежащих мер по исключению несанкционированного доступа посторонних лиц, не проведения инструктажей с работниками. Директорам учреждений вносились представления, нарушения устранены.

В деятельности Пункта полиции по Табунскому району, лицензионно-разрешительного отдела Управления Росгвардии по Табунскому району выявлялись нарушения, связанные с ненадлежащим контролем и хранением оружия. По представлениям прокурора часть нарушений устранена, лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В представлении прокурора в адрес главы района были отражены нарушения в части формального подхода при планировании работы по противодействию терроризма. Нарушения устранены.

За истекший период 2023 года на территории района актов экстремизма, несанкционированных митингов не зарегистрировано.

По инициативе прокурора района посредством уведомлений в Роскомнадзор ограничен доступ к 10 сайтам в сети Интернет с информацией экстремистского характера.

По представлению прокурора в администрацию района план по противодействию экстремизму дополнен мероприятиями по линии межнациональных отношений, профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением соответствия муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления требованиям действующего законодательства.

За истекший период 2023 года прокуратурой района выявлен 38 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, которые не соответствовали требованиям действующего законодательства, из них: 22 – решения представительных органов и 16 – постановления исполнительных органов.

В настоящее время приведено в соответствие с законом 30 нормативных правовых муниципальных акта, еще 8 будут приведены на ближайших сессиях законодательных органов.

За истекший период 2023 года в прокуратуру района от органов местного самоуправления поступило 108 проектов нормативных правовых актов. По результатам проверки в 107 проектах не выявлено каких-либо несоответствий закону, в отношении 1 проекта составлено отрицательное заключение, которые учтено органами местного самоуправления.

Федеральный законом от 28.04.2023 № 157-ФЗ внесен ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Перечень преступлений УК РФ, за совершение которых предусмотрена конфискация денег, ценностей и иного имущества, дополнен указанием на преступления, предусмотренные ст.ст. 281.1 УК РФ (содействие диверсионной деятельности), 281.2 УК РФ (прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности) и 281.3 УК РФ (организация диверсионного сообщества и участие в нем).

Усилена уголовная ответственность за преступления, предусмотренные:

- частью второй ст. 205.4 УК РФ (организация террористического сообщества и участие в нем), пороговые значения наказания в виде лишения свободы увеличиваются с пределов 5 - 10 лет до значений 10 - 15 лет,

- ст. 275 УК РФ (государственная измена), максимальное наказание устанавливается вплоть до пожизненного лишения свободы,

- ст. 361 УК РФ (акт международного терроризма), нижний порог наказания в виде лишения свободы увеличивается в части первой с 10 до 12 лет, в части второй - с 8 до 10 лет.

Устанавливается уголовная ответственность не только за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (как это предусмотрено действующей редакцией ст. 360 УК РФ), но и за угрозу совершения такого нападения, увеличиваются пороговые значения наказания в виде лишения свободы.

Предусматривается, что диверсией в том числе является нанесение вреда здоровью людей и (или) компонентам природной среды, если эти действия совершены в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности РФ.

Кроме того, УК РФ дополняется новой статьей 284.3 УК РФ - оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов, устанавливающей уголовную ответственность за оказание содействия в исполнении их решений об уголовном преследовании должностных лиц органов публичной власти РФ в связи с осуществлением ими служебной деятельности, иных лиц в связи с прохождением ими военной службы или пребыванием в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы (максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок).

Предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях будет производиться в форме предварительного следствия следователями Следственного комитета РФ.

Кроме того, статья 57 (Пожизненное лишение свободы) УК РФ дополняется положением, предусматривающим, что пожизненное лишение свободы устанавливается, в том числе за совершение особо тяжких преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определено, что экстремистскими материалами являются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Так, предусмотрена административная ответственность за массовое распространение признанных запрещёнными экстремистских материалов; за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Уголовная ответственность предусмотрена за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации.

Федеральным законом от 13.06.2023 N 221-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» расширен перечень медицинских осмотров, которые необходимо проходить работникам железнодорожного транспорта.

Так, указанные лица наряду с обязательными предрейсовыми или предсменными медицинскими осмотрами будут проходить обязательные послесменные или послерейсовые медицинские осмотры.

Кроме этого, законом упрощается порядок проведения обязательных предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных медицинских осмотров - закреплено, что допускается проведение указанных медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья (дистанционный медицинский осмотр).

Установлено, что проведение дистанционных медицинских осмотров не осуществляется в отношении работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с управлением железнодорожным подвижным составом, осуществляющим перевозку пассажиров, а также опасных грузов при выполнении специальных железнодорожных перевозок.

Также при проведении дистанционного медицинского осмотра должна быть обеспечена идентификация личности работника, проходящего такой медицинский осмотр, исключающая его прохождение иным лицом.

Федеральным законом предусмотрено, что в отношении работника, проходящего медицинские осмотры в дистанционной форме, не менее двух раз в год в очной форме проводятся химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Кроме этого, документом закреплено, что порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, а также порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров и обязательных послерейсовых или послесменных медицинских осмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с Минздравом.

Федеральный закон вступает в силу с 01.09.2023.