В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой в большинстве случаев выявляются факты неосуществления расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с чем для плательщикам платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо знать об изменениях законодательства, касающегося сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С 01.01.2016 вступили в силу положения статьи 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), в соответствии с которыми отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год. Пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ устанавливает сроки внесения платы: не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, а для лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, вводится обязанность по внесению квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Минприроды России в этой связи подготовлено письмо с разъяснениями от 15.03.2016 № 06-09-44/5872. Так, Федеральными законами от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.12.2015 № 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесшими изменения в Закон № 7-ФЗ, не предусмотрено распространение их норм, направленных на регулирование отношений в области исчисления и взимания платы, на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данных федеральных законов. Следовательно, нормы, регулирующие отношения в области исчисления и взимания платы, вступившие в силу с 01.01.2016, к правоотношениям, возникшим до 01.01.2016, не применяются.

Таким образом, на правоотношения, связанные с исчислением и взиманием платы за отчетный период - 2015 год, не применяются нормы законодательства, вступившие в силу с 01.01.2016, в том числе, в части уплаты пеней за несвоевременное или неполное внесение платы.

Начиная с отчетного периода - 2016 год, в части сроков внесения платы следует руководствоваться нормами Закона № 7-ФЗ, а не приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Согласно пункту 5 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате (далее - декларация).

В настоящее время Минприроды России разрабатывается проект приказа Минприроды России "Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (срок - III квартал 2016г.). До конца текущего года планируется завершить работу по утверждению указанного приказа и его государственной регистрации в Минюсте России.

С учетом изложенного, при подаче декларации за 2016 год и, соответственно, в последующие отчетные периоды, необходимо будет руководствоваться указанным приказом.

В отношении вопроса о правомерности начисления в 2016 году пеней за неполное или несвоевременное внесение платы отмечаем, что такая возможность законодательно установлена. В соответствии с пунктом 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 данной статьи (то есть в 2016 году в отношении авансовых платежей начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в 2017 году в отношении ежегодно вносимой платы - начиная со 2-го марта года, следующего за отчетным).

В рамках указанных изменений Росприроднадзором России осуществляющим функции администратора платежей подготовлено письмо от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".

В указанном письме Росприроднадзором разъяснен порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В частности, сообщается следующее:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года;
  • при внесении плательщиками, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, ежеквартальных авансовых платежей необходимо обращать внимание, что одна четвертая часть суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду от уплаченной за предыдущий год должна уплачиваться по определенным КБК, а при определении их размера учитываются суммы платы фактически уплаченные (а не начисленные) за I - IV квартал 2015 г.;
  • по итогам года суммы переплат подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика;
  • по итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном Федеральным законом "Об охране окружающей среды";
  • в течение 2016 г. ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 года;
  • при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативного воздействия окружающую среду, плата за негативное воздействие не взимается;
  • до принятия Постановления Правительства РФ о порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
  • до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти субъекта РФ и оператора плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе ТКО, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

Указанная информация прокуратурой доводится до сведения плательщиков платы за негативное воздействие в целях недопущения нарушений законодательства, в частности нарушение сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения по ст.8.41 КоАП РФ, согласно которому максимальный штраф на юридическое лицо составляет 100.000 рублей.

Заместитель прокурора Табунского района Д.А.Веселов

Как сообщил помощник прокурора Табунского района  Гросс А.И.:

В силу ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом от 02.06.2016 N 164-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

С 1 июля 2016 года минимальный  размер оплаты труда составит 7 500 рублей в месяц.

В целях поэтапного доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (за IV квартал 2015 года - 10187 рублей) решено повысить размер минимальный  размер оплаты труда почти на 21 процент (сейчас размер МРОТ - 6204 руб.).

Как сообщил помощник прокурора Табунского района  Гросс А.И.:

Федеральным законом от 02.06.2016 N 162-ФЗ внесены изменения в статью 75 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно уточнена формулировка части первой статьи 75 УК РФ "Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием".

Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

По мнению законодателя, в данной формулировке наиболее сложным являлись вопросы правильного толкования такого условия освобождения от уголовной ответственности, как "способствование раскрытию и расследованию преступления". Это обусловлено тем обстоятельством, что в части первой статьи 75 УК РФ не содержалось положение, раскрытию и расследованию какого преступления должен способствовать виновный.

В целях устранения правовой неопределенности часть первая статьи 75 УК РФ изложена в новой редакции, согласно которой лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный этим преступлением, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей, в связи с чем семьям важно знать, какую поддержку может оказать государство в вопросах воспитания, развития, обучения и реабилитации их детей.

Помощник Барнаульского транспортного прокурора Галузин М. разъясняет, что статьей 11 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривается индивидуальная программа реабилитации как основа реабилитации инвалида.

Отсутствие программы признается существенным нарушением прав инвалида, поскольку она является основанием для получения им компенсации за не предоставленные либо приобретенные за свой счет технические и иные средства или услуги.

Постановлением Правительства РФ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями» от 30.07.1994 № 890 предусматривается бесплатное предоставление детям-инвалидам необходимых лекарственных средств.

Также действующим законодательством установлены дополнительные гарантии, закрепляющие права детей-инвалидов на:

  • санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица, а также право детей-инвалидов бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в том числе лица, сопровождающего ребенка-инвалида;
  • создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
  • предоставление скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг (в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению);
  • обеспечение специальными средствами реабилитации, в том числе для передвижения (кресла-коляски), специальными средствами для самообслуживания и ухода;
  • первоочередной порядок обеспечения детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом, местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях.

Как сообщил помощник прокурора Табунского района  Гросс А.И.:

Подписан Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ о поэтапном повышении пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

Закон предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Так, в 2017 году этот возраст составит 55 лет и 6 месяцев для женщин, 60 лет и 6 месяцев для мужчин, а с 2032 года - 63 года для женщин и 65 для мужчин.

При этом с 60 до 65 лет увеличивается предельный возраст пребывания на гражданской службе. Также будет поэтапно увеличиваться стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году и последующих годах.

Увеличен минимальный срок исполнения полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, необходимый для получения ежемесячной доплаты к пенсии (при исполнении полномочий от 5 до 10 лет (ранее от 1 до 3-х лет) - 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации и депутата Госдумы, а при исполнении полномочий 10 лет и более (ранее свыше 3-х лет) - 75 процентов).

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Как сообщил помощник прокурора Табунского района  Гросс А.И.:

Федеральным законом от 23.05.2016 N 142-ФЗ внесены изменения в статьи 4 и 7 Федерального закона  от 01.05.1999 № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Установлен срок рассмотрения в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проектов актов, регулирующих социально-трудовые отношения

Согласно внесенным изменениям Комиссия, в числе прочего, вправе рассматривать проекты федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, других актов федеральных органов государственной власти в области регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и принимать решения по итогам их рассмотрения в срок не более чем 30 дней.

Кроме того, установлено, что координаторы сторон, представляющих общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, приглашаются на заседания Правительства РФ при рассмотрении вопросов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Защита прав детей - одна из важнейших задач государства. По состоянию механизма, обеспечивающего права и интересы несовершеннолетних, являющихся наиболее незащищенной категорией граждан из-за их физической, психологической и социальной незрелости, можно судить об уровне развитости общества и о его нравственном здоровье.

Несмотря на общую направленность государственной политики на укрепление семейных, моральных ценностей, состояние законности в сфере защиты прав несовершеннолетних оставляет желать лучшего. В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего законоохранительную функцию, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности.

В силу ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ институт защиты прав ребенка носит комплексный характер и включает в себя нормы не только семейного, но и гражданского, гражданского процессуального, жилищного, административного, уголовного и других отраслей права.

На сегодняшний день можно говорить о достаточном регулировании правовых отношений, возникающих с участием несовершеннолетних. Наличие большого массива нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровня позволяет эффективно реагировать на нарушения прав несовершеннолетних и восстанавливать их способами, установленными в законе.

Согласно ч. 3 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту не только от посторонних лиц, но и от родителей, лиц, их заменяющих, родственников в случае злоупотребления своими правами. При этом, защиту прав ребенка осуществляет, в том числе прокурор.

В Приказе Генерального прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей - путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению. Действия прокурора по защите семейных прав граждан могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о признании брака недействительным (ст. 28 СК РФ); о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении родителей в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ; ст. 273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.

Полномочия прокурора основаны на обязанности прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и принимать предусмотренные законом меры (включая участие в рассмотрении дел судами, а также предъявление и поддержание иска в суде) по защите прав лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту (несовершеннолетние) не могут лично их отстаивать. В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. За период 2015 – истекший период 2016 года прокуратурой Табунского района в суд направлено 16 исковых заявлений в защиту прав несовершеннолетних.

Таким образом, граждане имеют право обратиться в прокуратуру района с заявлениями о защите прав несовершеннолетних. Особое место в деятельности прокуроров занимает надзор за исполнением законов за соблюдением прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

В 2016 году прокуратурой Табунского района в суд направлено 1 исковое заявление в интересах граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту своего жительства, которое в настоящее время находится на рассмотрении

Заместитель прокурора Табунского района младший советник юстиции  Д.А.Веселов