Коррупция оказывает разлагающее воздействие на все важнейшие сферы государства и общества, приобретает все более масштабные размеры, характеризуется многообразием и высокой организованностью форм. Подкуп, лоббизм, взяточничество, использование служебного положения в личных целях, нецелевое использование бюджетных средств, государственного и муниципального имущества, подделка официальных документов, совершенная представителями власти, государственными и муниципальными служащими, руководителями и главными бухгалтерами государственных и муниципальных учреждений – вот далеко не полный перечень ее реальных проявлений.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Приказом Генпрокуратуры России от 29.08.2014 N 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» определены основные меры по противодействию и профилактике коррупции.

К ним относятся: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, в результате которой устраняются условия, облегчающие совершение коррупционных правонарушений, способствующие сокрытию таких правонарушений и затрудняющие привлечение виновных в них лиц к ответственности;

участие в выполнении функции уголовного преследования лиц, виновных в совершении коррупционных преступлений и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;

надзор за исполнением государственными, муниципальными служащими требований федерального законодательства о запретах, ограничениях и обязательствах, установленных законодательством о противодействии коррупцию.

Заместитель прокурора Табунского района Д.А.Веселов

С 20 марта 2016 вступили в силу изменения в ст.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно поправкам, внесенным в Федеральный закон, положения названного акта о порядке организации и проведения проверок, не применяются, в числе прочего, при осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, ответственности владельцев средств водного транспорта, ответственности за причинение вреда третьим лицам, страховании финансовых рисков.

Требования разработаны в связи с негативной практикой навязывания гражданам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в т. ч. при получении страховых или банковских услуг. Предусмотрено, что по указанным видам страхования гражданин вправе отказаться от заключенного договора в течение 5 рабочих дней с возвратом уплаченной страховой премии (страхового взноса) независимо от момента их уплаты. Это возможно при отсутствии в данном периоде страховых случаев.

Заместитель прокурора Табунского района Д.А.Веселов

Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов является одной из проблем национальной безопасности. В настоящее время в стране сложилась система законодательства, регулирующего вопросы профилактики потребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в том числе предусматривающее различные виды ответственности за незаконный оборот наркотиков.

За употребление наркотических средств и психотропных веществ федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность, которая наступает с 16-тилетнего возраста.
Так, согласно ст. 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, на виновное лицо может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Аналогичное наказание последует за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Вместе с тем, если лицо добровольно обратится в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических или психотропных веществ без назначения врача, оно освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

В случае, если потребителем является лицо, не достигшее 16 лет, административной ответственности подлежат его родители или законные представители.

Согласно ст. 20.22 КоАП РФ за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.

Заместитель прокурора Табунского района Д.А.Веселов

Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 26 января 2016 года № 18-КГ15-224 разъяснил, что средства материнского капитала, не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 10 данного Федерального закона указано, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющейотчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Таким образом, специально регулирующим соответствующие отношения Федеральным законом определен круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, и установлен вид собственности - общая долевая, возникающий у них на приобретенное жилье.

В соответствии со статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации разделу между супругами подлежит только общее имущество, нажитое ими во время брака. К нажитому во время брака имуществу (общему имуществу супругов) относятся в том числе полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (пункт 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации).

Между тем, имея специальное целевое назначение, средства материнского (семейного) капитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними.

Исходя из положений указанных норм права дети должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского капитала.

Таким образом, объект недвижимости подлежит разделу с учетом требований статей 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Заместитель прокурора Табунского района  Д.А.Веселов

Коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет и иные законные интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, в коммерческих и некоммерческих организациях, выражающихся в незаконном получении благ лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, либо в предоставлении данным лицам таких благ, а также совокупность самих этих лиц.

Коррупционные правонарушения совершаются в следующих формах:
Взяточничество. Получение взятки (в том числе вымогательство взятки) и дача взятки.

Растрата и присвоение имущества. При растрате имущество, вверенное виновному для осуществления определенных правомочий, незаконно и безвозмездно истрачивается, расходуется и продается.

Присвоение выражается в изъятии, обособлении вверенных виновному товарно-материальных ценностей и обращении их в свою пользу (либо других лиц) путем установления над ними незаконного владения.

Мошенничество – незаконное изъятие чужих средств путем введения законного владельца в заблуждение (обман или злоупотребление доверием).

Вымогательство проявляется в том, что правонарушитель предъявляет собственнику или иному законному владельцу имущества заведомо незаконное требование передать ему или указанным им лицам определенное имущество, право на имущество либо совершить в их пользу какие-либо конкретные действия имущественного характера и при этом сопровождает свои требования угрозами.

Злоупотребление правом на рассмотрение, произвол – злоупотребления судьями, государственными или муниципальными служащими правом на рассмотрение искового заявления, жалобы и т.д.

Злоупотребление служебным положением – использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц. Незаконные операции с ценными бумагами – получение выгод по ценными бумагам вопреки требованиям закона или соглашения.
Получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения, когда нет правовых оснований для получения указанного блага.

Фаворитизм – покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев па высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями.

Непотизм (кумовство) – служебное покровительство родственникам и своим людям независимо от их заслуг.

Незаконные пожертвования и вклады – незаконная материальная поддержка.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

4) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

5) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

6) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

7) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

Важными инструментами в предотвращении коррупционный правонарушений являются конфликт интересов, личная заинтересованность, контроль за доходами и расходами государственных и муниципальных служащих.

Заместитель прокурора Табунского района Д.А.Веселов

В случае выхода прибора учета воды из строя, в том числе по истечении межповерочного интервала, указанного в технической документации на прибор учета, потребитель коммунальных услуг обязан в течение 30 дней обеспечить его ремонт, поверку или замену (п.п.81(12), 81(13) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05. №354.  

Для того чтобы заменить вышедший из строя прибор учета, необходимо совершить следующие действия:

1. Незамедлительно известить исполнителя коммунальных услуг о выходе прибора учета из строя.

2. Известить исполнителя коммунальных услуг о дате и времени проведения демонтажных работ.

Известить исполнителя необходимо не менее чем за два рабочих дня перед тем, как приступить к демонтажу старого прибора учета. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя коммунальных услуг. Исключением является случай, когда представители исполнителя не явились к указанному в извещении сроку демонтажа (п. 81(13) Правил №354).

3. Выполнить работы по замене прибора учета.
     Деятельность по замене приборов учета не подлежит лицензированию.
     Для выполнения этих работ не требуется каких-либо допусков или разрешений.

Работы по замене приборов учета могут выполняться любым лицом, осуществляющим данный вид деятельности, в том числе непосредственно самим потребителем, с соблюдением условий, указанный в п. п. 80, 81(4) Правил №354.

4. Подать заявку на ввод в эксплуатацию вновь установленного прибора исполнителю коммунальных услуг.

5. Подписать акт ввода прибора учета в эксплуатацию после контрольного опломбирования прибора учета.

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется исполнителем коммунальных услуг в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя (п. 81(7) Правил №354).

Данный акт является основанием для возобновления расчетов за коммунальные услуги исходя из показаний прибора учета - начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81 Правил).

Основаниями для отказа ввода установленного прибора учета в эксплуатацию могут являться (п. п. 81(4), 81(5) Правил):

  • неработоспособность прибора учета;
  • несоответствие прибора учета установленным требованиям;
  • ненадлежащее качество установки прибора учета, в том числе несоответствие установленного прибора учета комплектации и схеме монтажа, указанным в технической документации на него.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета одного из коммунальных ресурсов (например, горячей воды) и наличии индивидуального прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению рассчитывается исходя из суммы показаний прибора учета холодной воды и норматива потребления горячей воды.

Заместитель прокурора Табунского района Д.А.Веселов

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 316-ФЗ внесены изменения.

Так, с 4 июля 2016 года к субъектам малого и среднего предпринимательства при первичном выявлении в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений административное наказание теперь применяется исключительно в виде предупреждения.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, то наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение.

Следует отметить, что предупреждение назначается субъектам малого и среднего предпринимательства и их должностным лицам за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, при отсутствии угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Изменения вступили в силу с 4 июля 2016 года.

Заместитель прокурора Табунского района Д.А.Веселов